Как выбрать муфтовую арматуру для проведения водопровода

Замена арматуры трубопровода

Чтобы заменить арматуру на трубопроводе, необходимо произвести:

  • демонтаж старого запорного устройства;
  • установку нового элемента.

Процесс замены зависит от вида арматуры.

Как заменить резьбовую арматуру

Чтобы поменять арматуру с резьбовым соединением, потребуются:

  • ключи соответствующего размера или разводной ключ;
  • прокладки, которые в большинстве случаев поставляются в комплекте к устройству;
  • материал для герметизации резьбы. Можно использовать обыкновенную льняную нить или ФУМ-ленту.

Снятие арматуры с трубопровода производится следующим способом:

  1. в первую очередь необходимо перекрыть снабжение трубопровода. Если замена требуется на частной сети, то для отключения отдельного участка необходимо воспользоваться ближайшим исправным краном. Если требуется поменять устройство, установленное на общедомовой сети, то для отключения необходимо привлекать специалистов обслуживающей организации;
  2. далее откручиваются все соединительные элементы. Если резьба не откручивается, то можно использовать, например, WD-40 (специальный состав для смазки резьбы).

Специальный состав, облегчающий откручивание резьбы

После перекрытия в трубопроводе остается небольшое количество жидкости. Чтобы вода не попала на пол, рекомендуется перед снятием подставить небольшую емкость.

Далее производится монтаж запорной арматуры:

  1. места, где располагается резьба, очищаются от ржавчины, накипи и иных загрязнителей. Если удалить налет водой не получается, то можно воспользоваться растворителями;
  2. проверяется качество резьбы. На месте крепления арматуры не должно быть сколов, трещин и иных повреждений. При обнаружении повреждений резьба восстанавливается с помощью специальных инструментов;

Устранение повреждений на резьбе

  1. производится сборка запорного устройства. На все стыки устанавливаются резиновые прокладки;
  2. резьба герметизируется выбранным материалом;

Уплотнение резьбы ФУМ-лентой

  1. арматура крепится на место.

Монтаж арматуры на отопительную систему

При установке нового крана рекомендуется четко соблюдать направление прохождения жидкости. Этот параметр обозначается стрелкой на корпусе устройства.

Процесс замены запорного крана с восстановлением поврежденной резьбы подробно представлен на видео.

Как заменить фланцевую арматуру

Фланцевая арматура крепится специальными элементами (фланцами), которые соединяются между собой болтами. Для замены устройства с фланцевым креплением необходимо:

  1. удалить нерабочую арматуру. Для этого достаточно открутить фиксирующие болты с обеих сторон устройства;
  2. очистить места крепления от загрязнений;
  3. при необходимости выровнять поверхность фланцев абразивными материалами;
  4. установить герметизирующие прокладки на фланцы, закрепленные к трубопроводу;
  5. произвести крепление крана при помощи новых болтов.

Крепление фланцевого запорного устройства к трубопроводу

Вся работа выполняется только после перекрытия снабжения трубопровода.

Как заменить приварную арматуру

Чтобы самостоятельно поменять приварное запорное устройство, потребуются:

  • болгарка;
  • наждачная бумага;
  • сварочный аппарат.

Работы выполняются по следующей схеме:

  1. при помощи болгарки вырезается участок трубопровода, на котором установлен запорный кран;

Демонтаж приварного запорного устройства

  1. концы труб зачищаются;
  2. приваривается новое устройство для перекрытия трубопровода.

Установка приварного крана

Работы по обрезке труб и приварке крана выполняются с соблюдением норм индивидуальной защиты мастера. На руках должны быть перчатки, на лице – защитные очки.

5.3. Манометры

5.3.1. Каждый сосуд и самостоятельные полости с разными давлениями должны быть снабжены манометрами прямого действия. Манометр устанавливается на штуцере сосуда или трубопроводе между сосудом и запорной арматурой.

5.3.2. Манометры должны иметь класс точности не ниже: 2,5 – при рабочем давлении сосуда до 2,5 МПа (25 кгс/см2), 1,5 – при рабочем давлении сосуда выше 2,5 МПа (25 кгс/см2).

5.3.3. Манометр должен выбираться с такой шкалой, чтобы предел измерения рабочего давления находился во второй трети шкалы.

5.3.4. На шкале манометра владельцем сосуда должна быть нанесена красная черта, указывающая рабочее давление в сосуде. Взамен красной черты разрешается прикреплять к корпусу манометра металлическую пластину, окрашенную в красный цвет и плотно прилегающую к стеклу манометра.

5.3.5. Манометр должен быть установлен так, чтобы его показания были отчетливо видны обслуживающему персоналу.

5.3.6. Номинальный диаметр корпуса манометров, устанавливаемых на высоте до 2 м от уровня площадки наблюдения за ними, должен быть не менее 100 мм, на высоте от 2 до 3 м – не менее 160 мм.

Установка манометров на высоте более 3 м от уровня площадки не разрешается.

5.3.7. Между манометром и сосудом должен быть установлен трехходовой кран или заменяющее его устройство, позволяющее проводить периодическую проверку манометра с помощью контрольного.

В необходимых случаях манометр в зависимости от условий работы и свойств среды, находящейся в сосуде, должен снабжаться или сифонной трубкой, или масляным буфером, или другими устройствами, предохраняющими его от непосредственного воздействия среды и температуры и обеспечивающими его надежную работу.

5.3.8. На сосудах, работающих под давлением выше 2,5 МПа (25 кгс/см2) или при температуре среды выше 250 °С, а также со взрывоопасной средой или вредными веществами 1-го и 2-го классов опасности по ГОСТ 12.1.007-76 вместо трехходового крана допускается установка отдельного штуцера с запорным органом для подсоединения второго манометра.

На стационарных сосудах при наличии возможности проверки манометра в установленные Правилами сроки путем снятия его с сосуда установка трехходового крана или заменяющего его устройства необязательна.

На передвижных сосудах необходимость установки трехходового крана определяется разработчиком проекта сосуда.

5.3.9. Манометры и соединяющие их с сосудом трубопроводы должны быть защищены от замерзания.

5.3.10. Манометр не допускается к применению в случаях, когда:

  • отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проведении поверки;
  • просрочен срок поверки;
  • стрелка при его отключении не возвращается к нулевому показанию шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности для данного прибора;
  • разбито стекло или имеются повреждения, которые могут отразиться на правильности его показаний.

5.3.11. Поверка манометров с их опломбированием или клеймением должна производиться не реже одного раза в 12 месяцев. Кроме того, не реже одного раза в 6 месяцев владельцем сосуда должна производиться дополнительная проверка рабочих манометров контрольным манометром с записью результатов в журнал контрольных проверок. При отсутствии контрольного манометра допускается дополнительную проверку производить проверенным рабочим манометром, имеющим с проверяемым манометром одинаковую шкалу и класс точности.

Порядок и сроки проверки исправности манометров обслуживающим персоналом в процессе эксплуатации сосудов должны определяться инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, утвержденной руководством организации – владельца сосуда.

Правила монтажа запорной арматуры

Можно долго перечислять требования по установке запорной арматуры, но мы остановимся на самых важных требованиях, без которых обойтись просто невозможно:

  • Непосредственно перед процессом монтажа необходимо произвести чистку трубопровода и самой арматуры, если они находились на хранении. Чистку можно провести вручную, используя специальные щетки, а можно использовать для этой цели напор воды или пара.
  • Устанавливаемую арматуру, в частности задвижки недопустимо перемещать за шток, так как это может привести к его поломке.
  • Вся арматура должна устанавливаться только на прямолинейных участках трубопровода. Недопустимо выполнять монтаж запорной арматуры на неровных участках, так как в местах изгибов трубопровода постоянно возникают перепады давления. А это быстро сказывается на герметичности соединений арматуры с трубопроводом.
  • Если устанавливаемые запорные элементы имеют большой вес, необходимо обеспечить для них дополнительные опоры. Это обезопасит их от разрушения прокладок или элементов крепежа.
  • Перед установкой фланцевых приборов необходимо проверить состояние фланцев на предмет отсутствия дефектов.
  • Если на корпусе арматуры имеются стрелки, показывающие направление движения рабочего потока, то установка арматуры выполняется с учетом этих указаний. Это свойственно, например, шиберам или обратным клапанам.
  • Затяжка болтов и других элементов крепежа не должна быть очень сильной. При излишних усилиях могут образоваться трещины на корпусах запорных элементов, сократится их срок использования. Кроме того, прокладки очень быстро придут в негодность.
  • Сварка должна производиться только в открытом положении арматуры.

Перечислим условия, которые следует соблюдать, выполняя монтаж различных видов запорной арматуры.

Обратные клапаны:

  1. Следует соблюдать указанные в нормативах монтажные расстояния.
  2. Направление потока должно соответствовать указателю на корпусе.
  3. Учитывается режим пульсации.
  4. Размеры клапана и трубопровода должны быть идентичными.

Дисковые поворотные затворы:

  1. В процессе монтажа диск затвора должен быть немного приоткрыт.
  2. При закручивании болтов на фланцевом соединении очень легко повредить прокладку, поэтому затяжку не доводить до конца.
  3. Диаметры фланцевых соединений затвора и трубопровода должны быть строго идентичны.
  1. При установке шарового крана используется только рожковый или разводной ключ. Газовый трубный ключ или щипцы использовать не рекомендуется, так как они могут повредить корпус крана.
  2. Корпус крана запрещено зажимать в тиски.
  3. Вес труб, особенно металлических, не должен восприниматься корпусом крана.
  4. Не прикладывайте очень большие усилия для прикручивания крана к трубе. Это может повредить кран.
  5. Для обеспечения герметичности соединения крана с трубопроводом используйте специальные герметизирующие ленты, которые наматываются на место резьбового соединения. Поверх ленты накручивается кран. Плюсом такой ленты является возможность легкого снятия крана в случае необходимости его замены.

Шиберные ножевые задвижки:

  1. Необходимо учитывать направление потока рабочей среды.
  2. После установки нужно убедиться в том, что виден индикатор положения задвижки.
  3. Гайки не закручивать до конца во избежание повреждения прокладки. После пуска по трубопроводу потока, следует убедиться в герметичности соединения. В случае протечки гайки подтягиваются до устранения протекания.

Одностворчатый обратный клапан:

  1. При установке клапана нужно воспользоваться крючком для того, чтобы опустить клапан между фланцами.
  2. Если монтаж осуществляется в горизонтальном положении, то данный крючок располагается вертикально относительно трубопровода.

Двухстворчатый обратный клапан:

  1. Для ДУ более 150 монтаж клапана при нисходящем потоке строго запрещен во избежание поломки клапана.
  2. В документах указывается необходимость проверки работоспособности пружин клапана до его установки на трубопровод.

Шаровой обратный клапан:

Повышенное внимание уделяется монтажу шарового клапана в горизонтальном положении и при небольших давлениях. Проверяется полное перекрытие шаром потока жидкости в трубопроводе

С целью смягчения гидроударов при возвращении металлического шара для ДУ более 250, установка шарового клапана может быть выполнена с перекосом.

Места установки запорной арматуры выбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить надежное функционирование трубопровода. При этом используется минимальное ее число, которое необходимо для нормальной работы.

Источник

Ремонт арматуры своими руками

Чтобы устройства служили более длительный период времени, необходимо периодически производить обслуживание и ремонт запорной арматуры.

Наиболее частыми причинами протечки являются:

  • износ уплотнительных прокладок;
  • недостаточная набивка сальника.

Для замены прокладок производятся следующие действия:

  1. частичная разборка устройства. Разводным ключом снимается кран-букса, которая фиксирует шпиндель;
  2. удалить изношенную прокладку. В некоторых устройствах прокладка крепится при помощи болта, а в других – просто накладывается на стержень;
  3. установить новую прокладку и собрать кран;
  4. проверить герметичность устройства.

Устранение протечки запорной арматуры

Ремонт запорной арматуры при необходимости уплотнения набивки сальника производится следующим способом:

  1. перекрывается поток в трубопроводе;
  2. откручивается накидная гайка. Чтобы правильно проделать операции и ослабить именно нужную гайку, надо зафиксировать шток в одном положении;
  3. для снятия маховика и втулки сальника необходимо ослабить фиксирующий винт;
  4. удаляется сальниковая набивка (если требуется полная замена материала) или дополняется нужное количество набивки (при небольшом износе);
  5. арматура собирается в обратном порядке и проверяется устранение протечки.

Устранение протечки, вызванной недостаточной набивкой сальника

При обнаружении иных неисправностей в работе запорной арматуры, например скола на корпусе устройства, требуется ее замена.

Все виды запорной арматуры взаимозаменяемы. Например, на место приварного крана можно установить резьбовой вентиль и так далее. Процесс установки нового запорного устройства производится по схемам, представленным в статье.

Плюсы и минусы

Самое главное преимущество муфтовой арматуры — простота в использовании без необходимости применения сложного инструмента. Все, что нужно, входит в корпус изделия. Важным является и то, что соединения реализуются герметично и прочно. Стык способен выдерживать механические нагрузки и высокие температуры.

Фитинги с резьбой не требуют прокручивания труб, так как витки расположены таким образом, что навинчивание происходит одновременно с обеих сторон

Это важно, когда магистраль модифицируют

Любой тип муфт обладает высокими эксплуатационными характеристиками, позволяющими их использовать на протяжении нескольких десятков лет.

К недостаткам можно отнести тот факт, что при накручивании гайки приходится прикладывать физические усилия, поэтому такая арматура не имеет больших диаметров. При прокладывании крупных магистралей лучше использовать фланцевый метод. Кроме того, не рекомендуется применять резьбу на тонкостенных трубах, так как это существенно уменьшает их прочность.

Требования к запорной арматуре

Запорные устройства по распространенности составляют около 80% трубопроводной арматуры. Основное их назначение – полное перекрытие потока среды, однако, они могут выполнять защитную, распределительную и другие дополнительные функции. В зависимости от сферы использования устройств и природы передаваемой жидкости или газа, к запорной арматуре предъявляются особые требования, особенно, это касается химически агрессивных, а также пожаро- и взрывоопасных сред. Однако, чаще всего трубопроводную арматуру данного назначения применяют для обустройства систем тепло- и водоснабжения.

Общие требования

  • Класс герметичности запорной арматуры должен сохраняться по истечении не менее 2500 циклов.
  • Длительность эксплуатации – от 50 лет.
  • Привод механизма должен осуществляться при максимальном усилии не более 250 Н/м.
  • Герметичность приводов и соединительных патрубков.
  • Соответствие присоединительных размеров диаметру труб, резьбы или фланцевых соединений.
  • Надежность эксплуатации запорной арматуры сетей тепло- и водоснабжения при температуре от -10 до + 80 °С при подземном размещении, от -40 до +60 °С – при наземном.
  • Наличие графических обозначений граничных положений и направления перемещения.

Гидравлическое сопротивление

Одним из предъявляемых требований к запорной арматуре является экономичность, которая достигается за счет сведения к минимуму гидравлического сопротивления устройств, и, соответственно, экономии электрической энергии насосами, передающими рабочую среду

Гидравлические потери, в большей степени, имеют место в радиальном направлении сетей, поэтому особое внимание уделяется сопротивлению арматуры секций

Герметичность арматуры

Уровень герметичности запорных устройств определяется классом герметичности перекрытия потока. Если условный диаметр составляет 1000 мм допускаются следующие объемы протечки: для классов В, С и D – 18, 180 и 1800 см 3 /мин соответственно. Класс А подразумевает плотное прилегание деталей и отсутствие протечки.

К запорной арматуре системы водо- и теплоснабжения предъявляется следующее требование: отсутствие пропусков на таких элементах, как воздушники и спускники (класс А), минимальные протечки в секционных сетях и ответвлениях (класс В).

Конструктивная надежность

Рабочее давление систем тепло- и водоснабжения составляет 1, 1,6 и 2.5 МПа. Запорная арматура в процессе работы должна выдерживать значения данного показателя. В процессе эксплуатационных испытаний в сеть подается давление в 1,5 раза, превышающее расчетное. Когда устройства используются при повышенных значения данного параметра, к арматуре предъявляются особые требования: значительная конструктивная прочность, патрубки и корпус большей толщины. Расчетное давление устройств от 4,0 МПа.

Классификация арматуры по способу монтажа

Арматура муфтовая. Монтируется при помощи муфт (внутренняя трубная, коническая, цилиндрическая или др. резьба). В основном это краны шаровые, чугунные вентили, клапаны небольших диаметров, Ду до 50 мм (в редких случаях до 80 мм). Применяется на бытовой сантехнической арматуре, на специальной и контрольной арматуре.

Арматура цапковая. Монтируется в трубопроводную систему при помощи наружной резьбы, с буртиком под уплотнительное кольцо. Применяется на специальной арматуре высокого давления, на трубопроводах с агрессивной рабочей средой и в случаях, где требуется обеспечить высокую надежность и быстроразъемность соединения.

Арматура штуцерная. Монтируется к трубопроводу с помощью патрубков с наружной резьбой. Ответная деталь трубопровода называется штуцер или ниппель (с внутренней резьбой). Применяется на некоторых типах шаровых кранов, клапанов, соединениях типа «американка» и на специальной (контрольной) арматуре.

Арматура под сварку. Монтируется к трубопроводу с помощью патрубков под приварку. Это самый надежный вид соединения. Используется, в основном, на энергетических задвижках и клапанах высокого давления. Так же, присоединение под приварку, широко применяется на кранах шаровых, на отечественной и импортной трубопроводной арматуре.

Арматура фланцевая. Монтируется к трубопроводу при помощи фланцев, в соответствии с ГОСТ 12815-80. Наибольшая часть задвижек чугунных и стальных изготавливается с фланцевым присоединением. Удобный монтаж, возможность быстрой замены оборудования на трубопроводе, позволяют применять такой вид соединения в большинстве случаев. Кроме задвижек, фланцевое соединение применяется на дисковых затворах, клапанах, кранах, при монтаже фасонных деталей и пожарного оборудования городской водопроводной сети.

Арматура стяжная. Межфланцевое (стяжное) присоединение широко используется для монтажа дисковых затворов, шиберных задвижек, некоторых типов обратных клапанов и регуляторов. Арматура стяжная не имеет своих присоединительных фланцев и стягивается шпильками между фланцами, установленными на трубопроводе. Преимуществом межфланцевой арматуры является надежность соединения и малая масса.

Технология монтажа

Установка муфт различного типа во время монтажа трубопровода имеет несколько схожих особенностей:

  1. Края трубы, к которой будет стыковаться фитинг, необходимо отрезать строго перпендикулярно к оси, чтобы обеспечить плотное примыкание поверхностей друг к другу.
  2. Для монтажа необходимы только разводной ключ, средства дополнительной герметизации и подходящие по диаметру комплектующие.

Резьбовой способ присоединения арматуры подразумевает наличие на трубе ответной резьбы. Если таковой нет, придется воспользоваться метчиком и плашкой. Затем вся конструкция стыкуется и осуществляется накручивание муфты на обе трубы одновременно.

Американку устанавливают в такой последовательности: на трубу надевают обжимную гайку и уплотнительное кольцо, затем заводят ее край в штуцер и затягивают конструкцию гаечным ключом. В конце оба шестигранника одновременно прокручивают для прочности соединения.

Пресс-муфты устанавливают по-другому: обрезанную перпендикулярно трубу заводят в гильзу и запрессовывают.

Монтаж при помощи резьбового соединения

Для выполнения работ достаточно иметь под рукой набор ключей, трубный или разводной (1, 2, 3 номера, в зависимости от диаметра трубопровода), а также прокладки или материал, из которого можно их изготовить. В обязательном порядке необходимо подготовить льняную нить или специальную ленту ФУМ для герметизации новых соединений.

Этапы производства работ:

  • Перекрывается подача в трубопровод.
  • Раскручиваются соединительные фрагменты, в случае, если не получается, нужно воспользоваться специальным средством (WD-40).
  • Освобожденные места трубы с резьбой тщательно очищаются от возможной ржавчины и загрязнений. Можно применить растворители.
  • Внимательно осматривают резьбу. На ней не должно быть трещин, сколов, накипи. Для уверенности в хорошем результате не мешает пройтись лишний раз специальной плашкой для нарезания резьбы.
  • Собирают узел с установкой резиновых прокладок на стыки.
  • Герметизируют резьбовые соединения.

Если запорное устройство предусматривает направление движения жидкости, лучше лишний раз перепроверить, чтобы потом не делать двойную работу. На корпусе устройства должна быть стрелка.

Задвижка

Данный вид устройства применяется для прекращения подачи жидких и газообразных веществ в системе трубопроводов. Используются задвижки в системах из металлических и полиэтиленовых труб.

Запорная водопроводная арматура обладает некоторыми достоинствами, а именно:

по конструкции задвижка довольно проста

При выходе из строя изношенного фрагмента его легко и быстро заменить, что немаловажно в случае необходимости непрерывного водоснабжения;
малые габариты устройства позволяют устанавливать его в места с ограниченным пространством;
применяться задвижка может на любых видах трубопроводов, при разных температурах;
задвижка не препятствует изменению направления движения потока;
запорное устройство не оказывает гидравлического сопротивления при условии полного открытия;
широкий спектр диаметров условного прохода;
задвижка может надежно эксплуатироваться при высоких давлениях в системе, 25 Атмосфер для нее не критично.. По способу закрытия задвижки бывают двух видов: с выдвижным и не выдвижным шпинделем

В зависимости от используемого материала (сталь или чугун), монтаж устройства осуществляется фланцами и муфтами или же только фланцевым соединением, в случае чугунного исполнения. По виду запорного механизма водопроводные задвижки бывают клиновыми, параллельными, шланговыми и шиберными

По способу закрытия задвижки бывают двух видов: с выдвижным и не выдвижным шпинделем. В зависимости от используемого материала (сталь или чугун), монтаж устройства осуществляется фланцами и муфтами или же только фланцевым соединением, в случае чугунного исполнения. По виду запорного механизма водопроводные задвижки бывают клиновыми, параллельными, шланговыми и шиберными.

Разновидности муфтовых креплений

Муфтовые крепления отличаются простотой. Они не требуют дополнительных крепежных элементов, как в случае с монтажом фланцев, для которых нужно использовать болты и гайки.

Муфтовое соединение трубопроводной арматуры осуществляется путем:

  • вставки концов трубы в раструб;
  • приклеивания смежных поверхностей;
  • посредством накручивания резьбы;
  • с помощью диффузионной сварки.

Первый тип соединения подразумевает отсутствие напора в системе. Его используют при соединении участков канализации и дренажа. Герметичность обеспечивается плотным резиновым кольцом с оттопыренным к центру краем. Дополнительно можно обработать край силиконом или проклеить поверхность строительным скотчем.

Клеевые или сварные соединения используются при прокладке систем водопровода и отопления. Процесс осуществляется таким образом: на поверхность трубы и фитинга наносится клеящее средство, затем их совмещают и выдерживают время, необходимое для схватывания и застывания вещества.

Резьбовое соединение в своем большинстве применяется не для соединительных работ, а при установке запорно-регулирующей арматуры с ручным приводом или автоматическим управлением.

Самый последний способ становится возможным благодаря установленному внутри муфты электроду и материалу, который легко плавится под воздействием тока. Достаточно состыковать 2 элемента магистрали и подключить провода, как происходит расплавление. После этого передачу электричества прекращают и ждут, когда материал застынет, одновременно спаивая поверхности и обеспечивая полную герметичность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector