Мини- и компактные экскаваторы: многообразие вариантов и проблемы выбора

Область применения

Главное назначение техники, ставшей темой нашего разговора – рытье котлованов, прокапывание траншей и ям строгой формы и размера во время выполнения исследований работ, предшествующих строительству, обустройству автомагистралей и ближайших объектов. Если вам нужна спецтехника, арендовать ее можно на dcs-rent.ru .

Без привлечения траншейных экскаваторов невозможно создание подземных коммуникаций, трубопроводов, систем отопления, водоснабжения, канализации, кабельных линий и пр., обустройство обнаружения с рытьем траншей открытого типа.

Задействуют упомянутую нами специальную технику и для подготовки ровного и качественного котлована, в котором предполагается строительство основания для зданий ленточного типа. Только эти экскаваторы, в отличие от другой похожей техники, включают в себя требуемые контуры средних строительных выемок.

Важной особенностью спецсредств, ставших темой нашего разговора, в отличие от одноковшовых аналогов, является их способность работать с почвой любого типа, в том числе и со сложной – каменистой, мерзлой и пр. Говоря об устройстве траншейного экскаватора, важно отметить, что не зависимо от вида имеющегося «на борту» оборудования, набор ключевых элементов у них является неизменным:

Говоря об устройстве траншейного экскаватора, важно отметить, что не зависимо от вида имеющегося «на борту» оборудования, набор ключевых элементов у них является неизменным:

  •  Пневмоколесный тягач или гусеничный привод, отвечающий за плавное передвижение агрегата.
  •  Рабочий инструмент, который может быть роторным либо цепным. Это оборудование является навесным или крепится на транспортном средстве полуприцепным способом.
  •  Отвал, необходимый для оперативной транспортировки отработанного грунта в специально отведенное для этого место или непосредственно в кузов грузовиков для его последующего вывоза.
  •  Подъемно-спусковые механизмы для управления рабочим инструментом.

Японские мини экскаваторы Yanmar

Машиной, часто используемой для проведения грунтовых работ, также является небольшой экскаватор yanmar. На нем есть особый противовес, который не выступает за границы гусениц, благодаря чему данная спецтехника может работать возле стены. Это приспособление предотвращает поломку мини экскаватора во время работы у препятствия, а также обеспечивает высокий уровень производительности и безопасности оператора.

Кабина защищена от переворота и различных падающих предметов, защищены так же шток и цилиндр, в корпус экскаватора вмонтированы лампы, уменьшен расход топлива и объем попадания в атмосферу отработанных газов. На мини экскаватор yanmar ставится гидравлический мотор, поворачивающий платформу, который имеет более высокую величину мощности и скорости в сравнении с другими моделями похожего транспорта. Поэтому процесс копания происходит быстрее, значительно увеличивая производительность.

Эти японские мини экскаваторы не имеют электронные управляющие компоненты, поэтому не нужно будет искать редкие и дорогие электронные платы. Также нет необходимости ожидания нахождения на складах, и доставки в Россию замены для сломавшихся компонентов. Электроника данной техники будет работать даже при низких значениях температурных режимов.

Сегодня рынок по продаже мини экскаваторов из Японии, имеет множество видов сменных навесных приспособлений, увеличивающих список работ, производимых данным видом транспорта. В качестве этих устройств выступают сменные и специализированные ковши, имеющие разную ширину, гидромолоты, шнековые буры.

По причине высокой стоимости транспорта, начинающейся с 1 млн. рублей и зависящей от рабочего пробега, рекомендуется арендовать небольшую экскаваторную технику, что является наилучшим вариантом ее применения. Короткий срок аренды в качестве преимущества позволяет проводить точное финансовое планирование, и эксплуатировать современную технику, не создавая условия для ее техобслуживания и хранения.

Российские

Производителей небольших экскаваторов в России немного. Их сегодня выпускают на отечественных заводах в Челябинске (марка Geogid, ЭО-112М), Зеленограде (Лендформер), Белгородской области (Mini Digger-2500), Твери (J8), Волгограде (Скорпион).

Агрегаты Geogid производятся Челябинским холдингом Pride. Отличаются высокой производительностью, что обеспечивается коротким рабочим циклом:

  1. Модель 15G. Она прицепная, с бензиновым двигателем мощностью 15 л. с. Весит 750 кг, имеет габариты 238х125,5х284 см. У машины отсутствует кабина, отвал, опорно-поворотный механизм. Имеется поворотная рукоять, небольшой (0,02 м³) ковш. Применяется для устройства 2,2-метровых траншей, подъема грузов на высоту до 2,5.
  2. Модель 20G. Машина самоходная. Производится в 3 модификациях — премиум, базовая, стандарт, у которых разная комфортность управления, дополнительная оснастка. Весит 2,2-2,35 т, габариты — 353х155х345 см. Ковш 30-сантиметровой ширины, объемом — 0,4-0,5 м³. Двигатель работает на бензине, имеет мощность 20 л. с. В возможностях машины копать котлованы 3-метровой глубины, поднимать на 2,5-3,3 м грузы. Производится в других комплектациях:
    • 20D, отличающейся более мощным (27 л. с.) мотором;
  3. 60DC-P, у которой увеличенные размеры и вес (соответственно, 350х126х360 см, 2,4 т), дизельный силовой агрегат мощностью 60 л. с.

Машины Лендформер — это разработки одноименной немецкой компании. Являются прицепными. Весят 520-530 кг. Производятся фирмой Кромо-Строй из Зеленограда с разными двигателями:

  • бензиновыми Lifan и Хонда мощностью 15 л. с.;
  • менее мощным (10 л. с.) Lifan, работающем на дизельном топливе.

В особенностях прицепных мини-экскаваторов Landformer:

  • высокая (90%) комплектация деталями, узлами отечественного производства;
  • хорошая маневренность, удобство в эксплуатации;
  • возможность крепления к понтону, что используется при очистке русел рек;
  • способность копать котлованы 2,3-метровой глубины.

К базовым Ландформерам прилагается 2 ковша разной ширины и объема, соответственно, 35 и 22 см, 34 и 22 л. Под заказ они дополнительно комплектуются:

  • насыпным ковшом вместимостью 57 л, шириной 55 см;
  • граблями, которыми можно рыхлить почву, сортировать мусор, удалять небольшие пни.

Машина Mini Digger-2500 — улучшенный вариант одноименного аналога из Китая. Адаптирована максимально к отечественным условиям. Является 2-колесной моделью, имеет 2 опоры-аутригеры, двигатель мощностью 15 л. с., работающий на бензине. Выпускается ООО «Станки 31» из Белгородской области.

Вес колесного мини-экскаватора Мини Диггер — 550 кг. Он маленький, легко транспортируется небольшим грузовиком, легковым транспортом, квадроциклом, трактором. Комплектуется 3 ковшами шириной 60, 35 и 25 см, снабжается дополнительно захватом камней и бревен, дробильным крюком. Способен копать траншеи 2,5-метровой глубины, обеспечивая производительность 8 м³ в час.

Экскаватор ЭО-112М — детище тракторного завода из Челябинска. Он самоходный, гусеничный, является самым большим из выпускаемых в России. Отличается:

  • комплектацией двигателями из Германии, Италии с турбонаддувом, работающими на дизельном топливе;
  • высокой (50 л. с.) мощностью;
  • смещением на 0,95 м плоскости копания, позволяющей обрабатывать землю рядом с фундаментом;
  • большой плоскостью остекления кабины, ее вентиляцией;
  • наличием самодиагностики;
  • большим разнообразием объемов ковшов — 0,18-0,8 м³.

ЭО-112М подходит для работы в стесненных условиях. Им роют котлованы, приямки, траншеи глубиной 3,6 м, грузят сыпучие материалы на высоту до 4,75.

Небольшой экскаватор J8 разработан компанией Армсил. Ею же по своим чертежам организовано его российское производство в Твери. Отличается отсутствием аналогов. Может:

  • копать стандартным ковшом на 2 м каменистую, промерзшую землю;
  • работать при температурах -40…+40°С;
  • поднимать тяжести до 1,9 м гидравлической лебедкой, размещенной на стреле;
  • корчевать пни, захватывать бревна, работать с гидромолотами.

Агрегат комплектуется итальянским гидронасосом, силовыми агрегатами Lifan или Хонда мощностью 9 л. с. Все остальные детали и узлы — российского производства. Машина может ввинчивать сваи, работать с буром, который крепится к концу стрелы.

Экскаваторы Скорпионы, производящиеся в Волгограде, прицепные, небольших размеров. Весят 650 кг, транспортируются к месту работы легковым автомобилем. Комплектуются сиденьем для оператора, ковшами шириной 16-45 см, баком для горючего вместимостью 22,5 л. Несмотря на малые габариты, способны грузить материалы на высоту 2,2 м.

Различия между экскаваторами по типу оборудования

Основной орган данной специализированной техники, наиболее распространенный – ковш. Также часто используются грейферы и крюки. По типу конструкций оборудование классифицируют таким образом:

  • ковш с гибкой подвеской – приводится в движение посредством канатов;
  • землекоп на жесткой подвеске – рабочие элементы двигаются гидроцилиндрами;
  • планировщики с телескопической стрелой, суть которой – втягивание и выдвижение.

Среди техники непрерывного и циклического действия имеется своя классификация экскаваторов – по типу навесного оборудования, которым и выполняются все работы.

Навесное оборудование для экскаватора

Одноковшовые

Конструкция техники данного типа позволяет устанавливать на экскаваторе различные виды дополнительного оборудования:

  • прямая лопата необходима в условиях, когда разрабатываемый грунт находится выше уровня площадки, на которой установлен экскаватор. При этом не имеет значения тип почвы – приспособление универсально;
  • кроме рытья земли лопата используется для погрузки и выгрузки различных материалов;
  • лопата обратная делает выемки земли на уровне ниже плоскости размещения экскаватора. Данное устройство применяют при рытье траншей, котлованов и отсыпке насыпей. Все движения лопаты идут по направлению к экскаватору;
  • в двух направлениях выполняет действия струг, положение, которого необходимо переустанавливать соответственно тележке;
  • грейферы используют, как универсальное оборудование на различных грунтах, для всевозможных работ, в любых климатических условиях;
  • высокоэффективно оборудование на мерзлых грунтах и разработке твердых пород; применяется для разрушения строительных конструкций и асфальтобетона;
  • приспособление поможет корчевать пни и заменит собой подъемный кран;
  • с помощью грейферов легко выполняются и действия под водой;
  • для работ на больших глубинах используют драглайн, где ковш подвешен с помощью каната на стреле. Отличительной чертой этого типа техники является высокая маневренность;
  • на наклонных поверхностях используют телескопическое оборудование; независимо от угла наклона насыпи ковш экскаватора перемещается строго прямолинейно;
  • телескопическое оборудование позволяет с максимальной точностью и в кратчайшие сроки выравнивать наклонные плоскости.

Полноприводная и неполноприводная техника

Важно и место, где установлено оборудование:

Экскаватор полноповоротный

  • у полноповоротной техники основной механизм закреплен на подвижной платформе. В данном случае оборудование будет отклоняться на неограниченное расстояние вокруг вертикальной оси;
  • если оборудование закреплено на ходовой части экскаватора, у него ограниченный угол действия. Такая техника называется неполноповоротной.

Многообразие оборудования, прикрепляемого к одноковшовой землеройной технике, не только влияет на производительность, но и позволяет экономить бюджетные средства. Достаточно иметь один экскаватор и несколько разновидностей навесных приспособлений для выполнения различных технологических процессов.

Многоковшовые

Эта техника, по сравнению с одноковшовой, по своей специфике – узконаправленного типа. Поэтому и перечень прикрепляемого механизма невелик:

  • роторные модификации представляют собой несколько ковшей, навешанных на вращающемся колесе. Этот тип техники используют в открытых траншеях для проведения вскрышных работ;
  • цепные модели – это набор скребков выгребных, элементов подрезных и рыхлителей, установленных на подвижной конструкции.

Цепной вид техники применяют исключительно для рытья траншей на участках с мягким грунтом, без крупных вкраплений.

Многоковшовые экскаваторы бывают гусеничные, шагающе-рельсовые, рельсово-гусеничные, пневмоколесные

Разнообразие различного навесного оборудования, одновременно закрепленного на машинах непрерывного действия, позволяет рыть траншеи всевозможных конфигураций:

  • прямоугольные;
  • ступенчатые;
  • трапециевидные.

Достаточно быстро многоковшовый экскаватор выроет траншею шириной 2 м и глубиной до 4 м. При этом весь выкопанный грунт отваливается в сторону, не мешая дальнейшему процессу.

Вакуумно-всасывающее оборудование

Есть еще один вид техники специфического назначения – эти машины оснащены всасывающими устройствами. Применяются они в подземных коммуникациях и на загрязненных территориях для очистки объекта от газа, воды, песка, камней.

Устройство, принцип действия рабочего инструмента

Устройство траншеекопателей достаточно простое и надежное. Рабочий агрегат, а это обычно ковш траншейный для экскаватора, двигается в вертикальной плоскости одновременно с движением шасси. Это обеспечивает возможность измельчения почвы и ее параллельного выноса на поверхность.

Описывая принцип работы, к примеру, шнекового транспортера, отметим, что он находится у основания баровой установки и сдвигает выкопанную почву в сторону, препятствуя ее попаданию в траншею.

Рабочий блок может оборудоваться гидравлическим либо механическим приводом, во втором случае в действие вступает вал отбора мощности ТС, на шасси которого базируется траншеекопатель. Иногда может использоваться электро- либо комбинированный привод.

Присутствует в конструкции спецтехники и т.н. ходоуменьшитель, необходимый для синхронизации работы землеройной оснастки и непосредственно транспортного средства. С целью управления рабочим инструментом предусмотрена ручка, наклоняемая под требуемым углом для обеспечения нужных параметров траншеи.

Грейфер.

Грейфер – грузозахватное приспособление экскаваторов, подъемных кранов, погрузчиков и монорельсовых тележек, снабженное поворотными челюстями для захвата груза. Грейферы применяют для перегрузки и транспортирования на небольшие расстояния сыпучих и кусковых грузов, лесоматериалов и др. Наиболее распространены грейферы для сыпучих грузов емкостью 0,8-1,5 куб.м. Грейфер для лесоматериалов (бревен, балансов, дров и т.д.) по устройству аналогичен грейферу для сыпучих грузов, но имеет челюсти специальной конструкции – каждая состоит из двух когтей, отогнутых вниз и соединенных балкой. Применение грейферов позволяет полностью автоматизировать операции захвата и освобождения различных грузов.

Отличие траншейных экскаваторов от одноковшовых.Главное назначение траншейных экскаваторов – выемка грунта при строительстве подземных коммуникаций. Их производительность выше, чем одноковшовых.

Индексация траншейных экскаваторов схожа с одноковшовыми, но имеет свои особенности. Например, индекс ЭТЦ-252А обозначает: экскаватор траншейный цепной, глубина копания 25 дм, вторая модель – 2, прошедшая первую модернизацию – А. То есть цифры в данном случае уже отражают и конкретные характеристики машины.

Можно ли использовать экскаватор для погрузо-разгрузочных работ?При необходимости можно. Но лучше использовать погрузчик. Впрочем, есть машины, оснащенные оборудованием и для экскавации, и для погрузки. Конечно же, погрузочный ковш имеет большую вместимость. Например, погрузчик-экскаватор ПК-301 производства ОАО «Муроммашзавод» оборудуется экскаваторным ковшом объемом 0,48 м3 и погрузочным – 1,5 куб.м. Кстати, имеет неплохие характеристики: максимальная глубина копания – 420 см, максимальная высота подъема ковша экскаватора – 520 см, максимальная высота погрузки в транспортное средство – 352,5 см.

Приобретая одну машину вместо двух, потребитель получает экономию средств при покупке, также снижаются затраты на обслуживание и ремонт

Особое внимание уделено созданию безопасных и комфортных условий труда машиниста: усилие на рычагах и педалях значительно ниже нормативных, рулевая колонка с изменяемым углом наклона, хорошая обзорность. Удобная кабина имеет хорошую звукоизоляцию, оснащена регулируемым креслом на упругой подвеске с поворотом на 360 градусов

Имея колесное ходовое устройство, ПК-301 может свободно перемещаться по автодорогам.

Кабина или навес.

Следующий момент, по которому нужно определиться при выборе мини экскаватора – покупать с кабиной или с навесом. Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Скорее всего, Вы рассуждаете таким образом: Россия страна холодная, лето короткое – смысл мелочиться примерно из-за 2-3 тысяч $? Опять же, всегда можно хранить под замком инструменты, лишний раз за рычаги кто попало не полезет и т.д. И это все правильно, но:

  • На моделях малого класса до 3 тонн «удельный вес» стоимости кабины в общей цене мини экскаватора достаточно велик;
  • У мини экскаватора кабины (особенно в малых моделях) сравнительно невелики и могут существенно ограничивать свободу действия оператора;
  • Мини экскаватор часто выполняет филигранные работы — и поверьте — без кабины в таких случаях работается намного проще;
  • Как только в Вашем распоряжении появится мини экскаватор, и Вы поймете его реальные возможности, сразу же возникнет соблазн полностью заменить им всех землекопов, поменять «лопату и отбойный молоток на ковш и гидромолот». На практике это означает, что его будут запихивать в самую, что называется…сложную обстановку. Хотите Вы того или нет, но так оно и будет. Как результат — битые стекла, помятая и поцарапанная кабина;
  • Навес очень просто снять и поставить обратно, а значит, отправить работать машину под деревья, под трубы, в помещения и т.д.;
  • Если придется мини экскаватор поднимать краном, всегда существует опасность стропами повредить кабину;
  • Центр тяжести у машин с навесом ниже, соответственно выше устойчивость;
  • Даже если Вы приобрели мини экскаватор без кабины, а потом об этом пожалели, не беда, сейчас есть организации, которые за разумные деньги поставят Вам кабину, сделают отопление.
  • И еще, новые мини экскаваторы с навесом AMMАNN-YANMAR могут комплектоваться специальным тентом, который защитит от дождя и ветра.

В нашем парке из 25 мини экскаваторов 5 машин с навесами. И мы не собираемся от них отказываться, т.к. они самые востребованные.

Классификация экскаваторов в зависимости от типа шасси

Одной из наиболее популярных классификаций экскаваторов одноковшового типа является подразделение на несколько групп исходя из типа базового шасси.

Экскаваторы на базе трактора

В данном случае роль шасси исполняет трактор, обычно пневмоколесный. Неполноповоротное рабочее оборудование бывает размещено сзади (либо, в редких случаях, сбоку) базового трактора, на предусмотренной для этих целей раме. Как правило, такие экскаваторы «экипируются» ковшами объемом порядка 0,2-0,5 куб. метров. В нашей стране большое распространение получили тракторы с навесным экскаваторным оборудованием МТЗ. Эти машины отличаются высокой скоростью движения и компактными размерами, благодаря чему они могут легко перемещаться в общем транспортном потоке, следуя к пункту выполнения землеройных работ.

Рисунок 13. Экскаватор на базе трактора

Экскаваторы на автомобильном шасси

Нередко в роли шасси применяются грузовые машины, зачастую обладающие повышенной проходимостью. Безусловно, такой экскаватор отличается высокой скоростью передвижения, а потому эффективно проявляет себя в тех ситуациях, когда имеет место необходимость в высоком уровне мобильности, будь-то военное дело, проведение спасательных операций или, к примеру, расчистка каналов. В подавляющем большинстве случаев рабочим оборудованием машин этого типа выступает обратная лопата.

Пневмоколесные экскаваторы

Характерной особенностью этой разновидности землеройных машин является наличие собственного колесного шасси с обычными пневматическими шинами. На рынке представлены как крошечные модели, оснащенные ковшом объемом 0,04 куб. метра, так и солидные 20-тонные машины с ковшом, рассчитанным на 1,5 куб. метра. Как правило, экскаваторы на таком шасси могут набирать скорость до 30 км/ч и в большинстве своем относятся к числу «габаритных» (то есть на них можно перемещаться по обычным автодорогам без получения какого-то особого разрешения). За счет использования пневмоколесного движителя такая спецтехника не наносит повреждения асфальтному покрытию, однако по той же причине обладает невысокой проходимостью по слабым грунтам. Именно этим и обусловлено широкое распространение данных экскаваторов главным образом в населенных пунктах при проведении работ общестроительного характера.

Экскаваторы на гусеничном шасси

Такие машины по ряду эксплуатационных характеристик и сферам применения по сути являются полной противоположностью рассмотренным выше пневмоколесным экскаваторам. Минимальная скорость передвижения (в большинстве случаев не превышающая 12-15 км/ч) и недопустимость перемещения по асфальтному покрытию (в противном случае последнее неизбежно получит повреждения), обуславливают возможность транспортировки такой спецтехники при помощи машин-тягачей и прицепов особой конструкции.

Тем не менее, необходимо упомянуть о существовании малогабаритных моделей гусеничных экскаваторов, которые нередко комплектуются гусеницами, имеющими резиновые накладки, позволяющими данной технике перемещаться на малые дистанции без угрозы разрушения асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог. В свою очередь, достоинством гусеничного движителя является то, что такие экскаваторы, даже будучи очень тяжеловесными и крупногабаритными (масса отдельных экземпляров составляет от 80 и более тонн), оказывают сравнительно невысокое удельное давление на грунт, а потому могут использоваться для проведения работ даже на торфяниках.

Прочие модели экскаваторов

Помимо широко распространенных вариантов исполнения экскаваторов, перечисленных выше, существуют и другие специфичные типы экскаваторных шасси, которые встречаются сравнительно редко. Например, особо крупногабаритные карьерные модели экскаваторов с огромными ковшами (объемом от 15 куб. метров и выше) перемещаются при помощи шагающего механизма. Громоздкая машина передвигается в нужном направлении, опираясь по очереди на опорную плиту и лапы.

Рисунок 14. Шагающие модели экскаваторов обладают более чем солидными габаритами

Экскаваторы, которые проектируются специально для выполнения ремонтно-строительных работ на железной дороге, также имеют особое шасси, в роли которого используется железнодорожная платформа. При необходимости добычи песка либо гравия со дна рек, озер, очистки дна водоемов и увеличения глубины последних к работе привлекаются плавучие экскаваторы, в которых рабочее оборудование размещается на базе понтона.

Гусеничные экскаваторы — эксплуатация и применение

Гусеничные экскаваторы применяют для выполнения общестроительных работ, используют в сельскохозяйственной, лесозаготовительной и металлозаготовительной, коммунальной сферах. Без этих машин трудно себе представить выполнение дорожных работ, аварийно-спасательных операций или снос строений. Таким образом, экскаваторы на гусеничном ходу задействованы как на малых, так и на крупных строительных объектах.

Наболее распространены в нашей стране представители азиатского рынка — гусеничные экскаваторы Komatsu, эскаваторы Hyundai, а также эскаваторы Хитачи.

Широкое разнообразие задач, выполняемых с использованием гусеничных экскаваторов, сочетается с простотой эксплуатации и обслуживания. Большая популярность моделей этой техники обусловлена высокими показателями производительности и минимальной потребностью в ремонте. Простой машин сведен практически к нулю, что, соответственно, позволяет выполнять большой объем работ в сжатые сроки. Высокая управляемость, значительная мощность, экономичные двигатели, отличный обзор из кабины оператора, удобная панель управления – производители постоянно расширяют и улучшают возможности выпускаемой спецтехники в соответствии с новейшими технологиями. В итоге потребители получают оборудование, предназначенное для работы в сложных климатических условиях и рассчитанное на высокие нагрузки.

Можно выделить ряд основных направлений работы, выполняемых оператором гусеничного экскаватора:

  • разработка котлованов, необходимых для возведения высотных зданий и сооружений;
  • разработка траншей под системы коммуникации и трубопроводы;
  • сооружение насыпей и кюветов при строительстве дорог;
  • разработка горных пород;
  • разрыхление промерзших грунтов;
  • очистка дна водоемов от ила;
  • снос зданий;
  • резка металлоконструкций;
  • погрузочные работы.

Дополнительное оборудование (грейферные челюсти, гидромолоты, сменные зубья для ковшей, ковши увеличенного объема и пр.) предлагаемое производителями спецтехники, позволяет в разы повысить функциональность той или иной модели. Плюсом является возможность съема или установки оборудования в зависимости от конкретной выполняемой задачи.

Гусеничный экскаватор: обзор

Гусеничный экскаватор – землеройная машина, поставленная на гусеничный ход. Предназначен для рытья, выемки и перемещения грунта, горных пород и сыпучих материалов. Применяется для выполнения планировочных и землеройных работ в строительстве, погрузочно-разгрузочных работ, в добыче полезных ископаемых, в иных сферах. За счет гусеничного хода достигается высокая устойчивость, проходимость и маневренность при малых показателях давления на грунт.

История гусеничного экскаватора

Первые экскаваторы, выпускаемые с 1830-х годов, имели рельсовый ход и паровой привод. Повысить мобильность машин, поставив их на гусеницы, удалось с появлением новых силовых агрегатов – электромоторов и ДВС. Первые гусеничные экскаваторы с электрическим приводом увидели свет в 1910 г., с ДВС – в 1912 г. (бензиновые) и в 1914 г. (дизельные). Гусеничное шасси показало свою универсальность и эффективность, поэтому основная масса выпускаемых в XX и XXI вв. имеет гусеничное шасси различных типов.

Устройство гусеничного экскаватора

Гусеничный экскаватор состоит из следующих компонентов:

  • Ходовая часть;
  • Поворотная платформа, несущая все оборудование, силовой агрегат, противовесы;
  • Рабочее оборудование – стрела и ковш;
  • Привод рабочего оборудования.

На платформе машины помимо оборудования и двигателя (двигателей) располагается кабина оператора и различные системы. Дополнительно экскаватор может оснащаться отвалом и другим оборудованием.

Классификация гусеничных экскаваторов

Гусеничные экскаваторы могут иметь различное назначение:

  • Строительные;
  • Карьерные;
  • Вскрышные;
  • Специальные.

В зависимости от назначения машины бывают:

  • Циклического (периодического) действия – одноковшовые;
  • Непрерывного действия – многоковшовые.

Одноковшовые машины могут иметь механический, гидрообъемный, гидродинамический, электрический или комбинированный привод рабочего оборудования. В качестве силовой установки могут использоваться:

  • Дизельные двигатели;
  • Дизель-электрические установки.

При это для привода может использоваться тот же двигатель, что и для движения экскаватора, либо отдельный мотор или электродвигатели меньшей мощности.

Характеристики гусеничных экскаваторов

Ключевыми для гусеничных экскаваторов являются следующие характеристики:

  • Объем ковша – от 0,1 до 6 куб. м (самые крупные – до 30 – 35 куб. м);
  • Снаряженная масса – от единиц центнеров до 30 – 80 т (крупнейшие – до 120 – 900 т);
  • Глубина копания – до 7 – 10 м;
  • Мощность – от десятков до сотен л. с.

Также для экскаваторов важно время исполнения операций – поворота, опускания и подъема ковша, рабочего цикла и других. Обычно время исчисляется от единиц до десятков секунд

Ведущие производители гусеничных экскаваторов

На территории России гусеничные экскаваторы выпускаются , «Ковровец», «Эксмаш» и некоторыми другими. Из зарубежных марок наибольший авторитет имеют экскаваторы JCB, Caterpillar, Case, Hitachi, Komatsu, Doosan, Kato, Hyundai, John Deere, Kobelco, Liebherr, Terex, Volvo, а также китайские Foton, XCMG, XGMA.

Интересные факты о гусеничных экскаваторах

На гусеничном ходу построено два крупнейших экскаватора. Самым большим в мире экскаватором (а заодно и самым большим подвижным механизмом вообще) является Bagger 288 – роторная машина, построенная в 1978 г. в единственном экземпляре компанией Krupp. Этот экскаватор длиной 240 м, высотой 96 м и массой 13,5 тыс. т опирается на 12 гусениц, он управляется экипажем из четырех человек и выполняет самую сложную работу. Второй рекорд принадлежит самому большому в мире одноковшовому экскаватору с гидравлическим приводом Bucyrus RH400. Эта машина построена в 1997 г. в США, она весит 980 т, оснащена ковшом объемом 45 куб. м, который может вместить до 100 т породы.

Мини-экскаваторы

Очень малые габаритные размеры, низкое давление на опорную поверхность при высокой проходимости и маневренности позволяют использовать такие мини-машины внутри станций метрополитена, в подвалах и на этажах высотных жилых и административных зданий, в трюмах судов, в морских и речных портах. Достоинством мини-экскаваторов является быстрое выполнение работ небольших объемов на объектах, удаленных друг от друга, благодаря возможности их транспортировки в кузове грузовых автомобилей, а также установки и работы на очень малых стройплощадках.

При их помощи отрывают водоотводные канавы (кюветы) вдоль загородных автомобильных дорог, скважины для стоек ограждений, опор линий электропередач, траншеи различного поперечного сечения для прокладки сетей, небольшие траншеи и котлованы для оснований фундаментов зданий и сооружений, осуществляют строительство очистных сооружений, бассейнов, благоустройство скверов, парков, садов, выполняют строительство спортивных площадок.

Некоторые модели мини-экскаваторов способны эффективно и быстро выполнять следующие работы: в комплектации с отбойным молотком применяться для разрушения старых зданий и сооружений; в комплектации с обычным или двустворчатым ковшом – для многопрофильных земляных и погрузочных работ; в комплектации с управляемым вращающимся ковшом – для работ в саду, мелиоративных и лесопосадочных работ.

Есть модели мини-экскаваторов, которые оснащаются дополнительным навесным оборудованием: ковш, планирующий ковш, подвижный ковш, двустворчатый ковш, бур.

Основные характеристики мини-экскаваторов.В странах Европы мини-экскаваторы классифицируются по вместимости ковша и по массе машины. В Великобритании малогабаритные экскаваторы разделены на 3 категории: микро, собственно мини и супермини. Масса стандартных мини-экскаваторов составляет 1-5 т. К категории супермини относят экскаваторы массой 6-10 т. В то же время в Великобритании мини-экскаваторы разделены на 3 основные группы: массой до 2 т, от 2 до 3,5 т и свыше 3,5 т. В Японии мини-экскаваторы классифицируют по вместимости ковша.

Все фирмы обращали особое внимание на вопросы перебазировки мини-экскаваторов. Так, перебазировка на стандартных или специальных низкорамных прицепах трудностей не вызывает

Имеется также опыт перемещения мини-экскаваторов в машинах со съемными кузовами и на контейнеровозах, на которые мини-экскаватор самопогружается с помощью своей стрелы и так же разгружается.

Классификация экскаваторов по типу ходовой части

Экскаваторы применяются для прокладки магистралей, планировки территорий, расчистке железнодорожных путей от снега. Некоторые приспособления позволяют превратить землеройную машину в погрузочно-разгрузочную технику и даже использовать в подземных шахтах.

Многообразие спецтехники благодаря различным факторам разделяют на виды. Классификация экскаваторов проводится по нескольким направлениям. Но в первую очередь выделяют машины по типу ходовой части, определяющей место применения техники:

Виды экскаваторов по типу ходового устройства

  • на автомобильных и тракторных шасси базируют колесный экскаватор. Технику от других типов отличает скорость перемещения и мобильность;
  • высокую производительность обеспечит гусеничный экскаватор на металлическом, резиновом или комбинированном ходу. Продуктивно работают на рыхлых грунтах, но к месту действий приходится доставлять на вспомогательной технике;
  • среди землеройной техники выделяются и шагающие модели, перемещающиеся посредством опорных лап или башмаков. Некоторые из них оснащены стрелой (драглайном);
  • шагающие экскаваторы задействованы в горных разработках и добывающей промышленности;
  • модели, устанавливаемые на платформах, называют железнодорожными, и применяют их исключительно для работ на ж/д путях и прилегающей к ним территории;
  • имеются также экземпляры, работающие на воде – это плавучие модели, закрепленные на понтонах. С помощью данной техники производят чистку водоемов или добывают со дна песок, а также используют для расширения речных русел.

Все экскаваторы созданы для работ в определенных условиях. Это позволяет обеспечить высокую производительность каждого технологического процесса.

Экскаваторы могут применятся во многих земельных работах

Прицепной мини-экскаватор Mini Digger-2500

Производится ООО «Завод нестандартного оборудования», в селе Курское Старооскольского района Белгородской области. Как и прочая подобная компакт-техника, базируется на одноосном шасси и комплектуется двумя опорами-аутригерами. По информации производителя, Mini Digger 2500 является улучшенным вариантом китайского аналога, адаптированным к российским реалиям.

Максимальная глубина копания равна 2,5 м. Могут применяться три вида ковшей: шириной в 25, 35 и 60 см. Производительность достигает 8-ми кубометров грунта в час.

Двигатель б/у бензиновый, китайского производства, мощностью 15 лошадиных сил. О марке двигателя производитель умалчивает. Возможное оснащение мини-экскаватора Mini Digger 2500 дизельным мотором, за доплату в 15 тысяч рублей. Вес данной спецтехники равен 550 кг. Габаритные размеры: длина 3,2 м х ширина 1,95 м х высота 2,1 м. Стоимость – 230 тысяч рублей.

Мини-экскаваторы, появившиеся на отечественном рынке спецтехники всего десять лет назад, прочно заняли свою нишу и прибыль покупателей. Это мобильная универсальная техника, эффективность использования которой не идет ни в какое сравнение с поиском наёмных рабочих бригад.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: