Кто такой экспедитор: обязанности, зарплата, перспективы профессии

Международные воздушные грузоперевозки

Если требуется перевезти хрупкий, дорогостоящий и срочный груз, то предпочтение отдается воздушным перевозкам. Главным недостатком такого вида транспортировки является дорогая стоимость. Но в то же время именно данный вид международных перевозок считается самым надежным и быстрым. В некоторых случаях, когда доставка груза должна быть осуществлена в труднодоступные местности, только авиационный вид перевозки остается единственным возможным.

Не каждая транспортная компания может помочь. Только самые крупные представители в данной сфере оказания услуг. Перед тем, как доверить свой груз, стоит проверить то, каким именно транспортом будет перевозиться груз.

Как стать

Чтобы стать экспедитором, необязательно получать профильное образование. Если вакансией предусмотрено вождение транспортного средства, то не обойтись без прав категории B, C или D (в зависимости от вида авто).

В Москве специальность «Транспортный экспедитор» можно получить в:

  • Центре повышения квалификации Ассоциации российских экспедиторов;
  • Московском институте железнодорожного транспорта;
  • Московском государственном университете путей сообщения;
  • Московском институте логистики и маркетинга.

Что касается регионов, то по данной специализации можно пройти подготовку в:

  • Торгово-экономическом колледже Калининграда;
  • Автомобильно-дорожном колледже и Торгово-экономическом техникуме Екатеринбурга;
  • Сибирском профессиональном колледже;
  • Топливно-энергетическом колледже Уфы.

Международные грузоперевозки с использованием морского транспорта

В тех случаях, когда необходимо осуществлять перевозку грузов между различными континентами предпочтение отдается морскому виду транспорта. Доставка грузов таким способом осуществляется не так быстро, как с помощью авиационного или железнодорожного. Но такой вид транспорта гарантирует полную безопасность. Кроме того, благодаря наличию современных грузовых судов появляется возможность перевозить любой вид грузов: опасный, сыпучий, жидкий и др. Также на морское судно может поместиться большая и громоздкая техника. Это одно из главных достоинств такого вида международных перевозок. Среди определенных недостатков данного способа транспортировки можно отметить стоимость и время доставки.

Отличия экспедитора-грузоперевозчика и транспортного логиста

Экспедирование – это сопровождение груза на всем маршруте и минимизация трудностей, связанных с этим процессом.

Логистика – это раздел экономики, который оптимизирует продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям.

Из определения становится очевидным, что логистика – понятие более широкое, чем экспедирование. Ближе к экспедированию товара будет понятие транспортной логистики.

Задачами транспортной логистики являются:

  • выбор типа транспортного средства;
  • составление оптимального маршрута;
  • выбор и подготовка на пути следования мест хранения грузов;
  • точный расчет времени для каждой операции.

В задачи экспедирования входят:

  • поиск техники;
  • составление маршрута следования;
  • оформление документации.

На первый взгляд в задачах имеются различия. Но нередко действия не соответствуют их квалификации. Отсюда следует, что четкую границу между этими двумя профессиями провести невозможно.

Должностная инструкция

В справочнике ЕКС профессия экспедитора по перевозке грузов причислена к техническим исполнителям в разделе общеотраслевых должностей. К требованиям должностной инструкции экспедитора относится:

  • проверка документов и соответствие их принимаемым и отпускаемым объектам перевозки;
  • заполнение документации
  • проверка упаковки или тары на целостность;
  • контроль погрузки-выгрузки;
  • проверка соответствия транспорта требованиям, установленным для этого вида груза;
  • наблюдение за ровной установкой груза;
  • экспедирование до конечного пункта;
  • контроль соответствия режима хранения;
  • участие в процессе составления актов утери или повреждения груза, равно и в составлении иных документов.

Экспедитору высокой квалификации под силу решить любой вопрос, возникший во время доставки товара, зная в совершенстве законодательства, правила и нормативы грузоперевозок.

Экспедитору-грузоперевозчику необходимо знание:

  • основ выполнения действий по такелажным работам;
  • принципы приемки и отпуска товаров;
  • координат смежных фирм и важнейших подрядчиков;
  • принципы погрузки, транспортировки и хранения сопровождаемых объектов;
  • регламент простоев для загрузки автотранспорта и контейнеров
  • основных путей, по которым совершают грузоперевозки;
  • документации для сопровождения товара.

В задачу хорошей экспедиторской компании входит не только транспортировка. Конкуренция в области транспортного экспедирования диктует увеличение количества услуг по сопровождению груза.

Экспедиторские фирмы высокого класса всегда помогут клиенту:

  • найти лучший способ транспортировки товара;
  • разработать оптимальный маршрут;
  • произвести таможенную очистку груза;
  • пройти фитосанитарный или карантинный контроль;
  • разрешить вопросы с контролирующими органами;
  • заполнить декларацию;
  • выбрать способ страхования;
  • выполнить информационное обеспечение доставки;
  • подобрать выгодный тариф оплаты;
  • найти нужную информацию;
  • арендовать место на складе временного хранения;
  • минимизировать платежи.

Выбор транспорта

От правильного выбора транспорта зависит конечный исход дела – минимизация расходов.

Транспортные перевозки выполняются всеми видами транспорта:

  1. Железнодорожным.
  2. Автомобильным.
  3. Воздушным.
  4. Морским.
  5. Речным.

Трубопроводным транспортом, в силу монополизации, на уровне частных компаний не пользуются.

ЖД транспорт эффективен при перемещении больших партий грузов на дальние расстояния. Достоинства ЖД транспорта в:

  • провозной и пропускной возможности;
  • независимости от изменений погоды;
  • стабильном графике движения;
  • уровне безопасности.

Недостатки транспортировки железной дорогой в:

  1. Монополии перевозчиков.
  2. Высоких материальных затратах на содержание транспортной базы.
  3. Недоступности точек доставки.

Применение автотранспорта для грузоперевозок напрямую говорит о достоинствах:

  • высокой доступности;
  • возможности доставок товара до двери;
  • маневренности и оперативности;
  • эффективности в перемещении малых объемов;
  • большом выборе исполнителей.

Среди недостатков автотранспорта:

  • значительная удельная себестоимость и энергоемкость;
  • зависимость от качества дороги, погодных условий;
  • невысокая провозная способность;
  • вероятность хищений.

Авиация имеет максимальную скорость транспортировки и большую надежность, но высокие расценки делают этот способ доставки малодоступным для рядовых грузоперевозок.

Основное применение авиатранспорта – пассажирские рейсы и экстренная доставка важных грузов.

Самым дешевым по себестоимости является морской транспорт. Однако он имеет самую малую скорость. К тому же морские грузоперевозки требуются, главным образом, в местностях, граничащих с морем.

Критерии выбора того или иного транспорта для доставки обосновываются первостепенными задачами, стоящими перед клиентом:

  1. Минимизацией расходов.
  2. Высокой скоростью поставок.
  3. Надежностью.

Тем не менее, некоторые пункты требований могут взаимно исключать друг друга. К примеру, высокая скорость доставки не может стоить дешево. Быстрое перемещение груза авиатранспортом не подойдет для его опасных разновидностей.

Определяя базовый транспорт для построения схемы доставки, нужно опираться на основные приоритеты.

Вид транспорта Критерии выбора
скорость частота надежность перевозочная

способность

доступность стоимость
Железная дорога 3 2 3 4 4 3
Автотранспорт 4 4 4 3 5 2
Водный 2 1 2 5 2 5
Воздушный 5 3 1 2 3 1
Трубопроводный 1 5 5 1 1 4

При выборе предпочтительных средств транспортировки решающим показателем является, прежде всего: соблюдение временных рамок, быстрота доставки, величина тарифов.

Недостатки транспортной компании

В небольшом населенном пункте выбор транспортных компаний довольно скудный

Но все равно перед тем, как обратиться в ту или иную компанию стоит обратить внимание на целый ряд аспектов, которые обязательно должны насторожить:

  • небольшой автопарк;
  • случаи повреждения или потери грузов;
  • наличие нарушений сроков доставки;
  • невозможность складской обработки большинства заказов в связи с отсутствием в штате грузчиков и необходимой техники.

Также насторожить заказчика должно и то, что компания не предоставляет о себе более полные сведения. Еще одним важным показателем того, что потенциально возможно мошенничество — это требование предоплаты. Мошенники часто получают предоплату, а потом и вовсе пропадают.

Обязательно надо посетить офис компании, для того, чтобы удостовериться в наличие автопарка. Также обязательно все взаимоотношения должны правильно оформляться в юридическом плане. Если в вашем населенном пункте есть транспортные компании, которые не имеют хорошей репутации, то обращаться к ним не стоит. Лучше выбрать транспортную компанию из другого города, но хорошо себя зарекомендовавшую в данной сфере деятельности.

Критерии выбора перевозчика для организации грузоперевозки

  1. Есть ли гарантия соблюдения сроков доставки?
  2. Какая стоимость перевозки «от двери до двери»?
  3. Какая финансовая стабильность перевозчика?
  4. Имеется ли дополнительное оборудование для работы с грузом?
  5. Есть ли возможность регулярных и частых перевозок?
  6. Предоставляются ли дополнительные услуги по комплектации грузов?
  7. Часто ли встречаются случаи порчи, хищения или потери груза?
  8. Выполняется ли экспедирование груза?

Еще один важный момент заключается в том, что в солидной компании у клиента есть выбор почти по всем показателям, начиная со страхования груза и заканчивая маркой автомобиля и конкретным маршрутом. Кроме того, вспомогательными партнерами в процессе перевозки груза могут быть различные охранные, страховые и информационные компании, финансовые учреждения, грузовые терминалы, грузоперерабатывающие предприятия, специальные брокеры и агенты.

Почему стоит доверить груз экспедитору

Если нужно перевезти домашние вещи в пределах города, то можно обратиться к транспортной компании.

Аналогично можно поступить, если нужно доставить большую покупку из другого региона. В этом случае не потребуется решать много вопросов. Необходима только безопасная доставка.

Если нужны:

  • доставка большой партии
  • регулярные поставки;
  • страхование товара;
  • расчет маршрута;
  • выбор подходящего автотранспортного средства;
  • организация мультимодальной перевозки;
  • доставка груза через границу;
  • составление сопутствующей документации – потребуются услуги экспедитора по перевозкам грузов.

Экспедитор решит вопросы доставки, если на поиск перевозчика нет времени.

Мультимодальные перевозки основаны на состыковке большого количества транспорта, на перегрузочных операциях в процессе. Экспедитор без опыта работы не сможет создать экономичную систему действий. Каждый простой транспорта в пути вызовет увеличение срока доставки в разы.

  1. Сбой в доставке может вызвать порчу продуктов, неаккуратные действия повлекут поломку оборудования.
  2. Сотрудничество с малоизвестными фирмами чревато исчезновением груза.
  3. Незнание языка при организации доставок из-за рубежа грозит заключением невыгодного договора.
  4. Ошибка в оформлении документов на таможне может стать причиной конфискации товара.

Доверяя многоуровневое дело профессиональной экспедиционной компании, можно быть уверенным, что найдутся оптимальные решения. Компании, стремящиеся к лидерству, постоянно изучают среду своей деятельности и стараются предупредить пожелания клиентов.

Проанализировав варианты сокращения расходов, транспортно-экспедиционная компания найдет решение, которое устроит обе стороны договора. Но сделать это под силу только профессионалу высокого класса с опытом работы. Профессиональные экспедиторы организуют доставку на высшем уровне, сэкономят время, сберегут средства грузоотправителя.

Смотрели:
8 376

Ответственность транспортно-экспедиторской компании

В первую очередь стоит подчеркнуть: закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» (статья 803 ГК РФ) устанавливает презумпцию вины экспедитора. Что это такое? Как презумпция невиновности, только наоборот. Экспедитор всегда и при почти любых обстоятельствах будет виновен в утрате груза. По договору, кроме ответственности за свои действия, он несёт ответственность за действия третьих лиц, поэтому их ошибки также нисколько не освобождают его от ответственности.

При перевозке груза по территории РФ за утерянный, поврежденный, недостающий и т.д. груз, при доказанной вине фирмы, экспедитор должен выплатить владельцу полную стоимость груза — в размере либо объявленной, либо действительной (документально подтвержденной) стоимости.

Однако если перевозка осуществлялась в международном формате (т.е. выходила за пределы нашей страны), то ответственность экспедитора ограничивается двумя расчетными единицами за килограмм общего веса недостающего груза (по статье 7 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Кроме того, вместе с возмещением реального ущерба экспедитор должен возместить клиенту и упущенную выгоду, вызванную утратой, недостачей или повреждением груза, и если это установлено договором транспортной экспедиции, вернуть ранее уплаченное вознаграждение.

Конечно, есть определенные обстоятельства, по которым экспедитора могут признать невиновным, но их формулировка несколько туманна «те, которые обладают в совокупности признаками чрезвычайности и объективной непредотвратимости». Что это за обстоятельства — до конца не понятно. Даже природные факторы не могут быть однозначным оправданием. Их, благодаря сводкам о местности и прогнозам погоды, в теории, можно было бы предугадать.

Однако, то, что на самом деле снимает с экспедитора ответственность — это упущения клиента: то есть неуказание им в заявке специфики груза, тех особых условий, которых требует его перевозка, предоставление неполных и недостоверных сведений о грузе.

Правда и тут закон успел несколько ужесточить правила игры. «Пакет Яровой» обязал экспедиторов перепроверять предоставленные клиентом данные на наличие всей необходимой информации, её правдивость и действительность всех свойств груза.

Внимание! Т.е. если в ходе оказания услуги всплывают неожиданные траты, которых нет в договоре, то они ложатся на плечи экспедитора

Это происходит потому, что именно он – лицо ответственное за контракт.

Общие положения

Экспедитор по грузоперевозкам – должность, относящаяся к категории работников сферы технических исполнителей. Приём на работу в экспедиторскую компанию осуществляется по приказу руководителя, он же имеет право уволить работника. Экспедитор в своей повседневной деятельности руководствуется следующими документами:

  • правилами трудового распорядка, утверждёнными администрацией экспедиторской компании;
  • нормативными документами, касающимися экспедиторской деятельности;
  • уставом экспедиторской фирмы;
  • соответствующими методическими инструкциями/руководствами;
  • приказами/распоряжениями начальства (непосредственного руководителя, а также главы компании);
  • должностной инструкцией транспортного экспедитора.

Экспедитор по грузоперевозкам должен профессионально ориентироваться в следующих вопросах:

  • порядке приёма/сдачи перевозимых товаров;
  • организации и контроле за выполнением погрузочных/разгрузочных мероприятий;
  • условиях осуществления хранения, перевалки или перевозки экспедируемых товаров;
  • нормативах простоев при выполнении погрузочно-разгрузочных операций для всех типов транспортных средств;
  • основах организации труда, включая соответствующее законодательство;

Экспедитор должен:

  • знать адреса и реквизиты основных поставщиков, являющихся клиентами компании, а также адреса основных складов клиентов;
  • знать основные маршруты транспортировки грузов;
  • придерживаться правил внутреннего распорядка экспедиторской компании;
  • в совершенстве знать формы документов, используемых при оформлении грузов;
  • знать нормы и правила ОТ/пожарной безопасности.

Обязанности транспортного экспедитора в случае отсутствия штатного работника возлагаются на заместителя, назначаемого администрацией экспедиторской компании. Именно на него возлагается ответственность за неисполнение штатных обязанностей транспортного экспедитора, включая ответственность за просрочку доставки груза, его порчу или хищение.

Область применения

Профессиональные риски

Работа экспедитора связана с риском получения травм в результате падения с лестниц-стремянок, падения товаров с верхних полок, в результате автомобильных аварий и т. д.

Профессия экспедитора является материально ответственной. Существует вероятность недостачи, в этом случае придется компенсировать ущерб предприятию за собственный счет

Условия труда

Рабочий день экспедитора начинается в кабинете, оснащенном персональным компьютером, средствами связи и оргтехникой. Здесь экспедитор готовит и проверяет документы для отправки груза, разрабатывает маршрут, подбирает вид транспортного средства.

Экспедитор сам доставляет груз, либо сопровождает водителя, доставляющего груз. Прибыв на место назначения, экспедитор следит за разгрузкой материальных ценностей, предоставляет грузополучателю документацию.

Что такое сборный груз

Сборная грузоперевозка — это транспортировка в одной машине нескольких небольших грузов от разных отправителей. Это помогает снизить цену перевозки конкретного отправления

Важно не путать понятия сборной грузоперевозки и догруза

В первом случае доставка осуществляется со складов заказчиков на общий склад транспортной компании, где временно хранится, а потом может доставляться по адресу. Договор на отправку заключают с каждым отправителем отдельно. Догруз подразумевает составление единого контракта между всеми заказчиками и транспортной компанией. Доставка груза осуществляется адресно, без временного хранения в пункте назначения.

В итоге при оформлении сборных грузоперевозок заказчику не нужно договариваться с другими отправителями, при этом оплатить необходимо лишь ту часть места, объема и массы, которую занимает его груз.

Международные автомобильные перевозки

Автомобильный транспорт — это один из самых востребованных видов техники, которые используют в процессе транспортировки грузов. Именно этот способ считается одним из самых выгодных и удобных. Автомобильный транспорт способен в максимально сжатые сроки доставить груз до назначенного места назначения.

Главными преимуществами международных автомобильных перевозок является:

  • доступная цена;
  • оперативность;
  • мобильность.

Пройти таможенный контроль на автомобиле существенно проще, чем на любом другом транспорте. А также есть возможность организовать сопровождение груза. Благодаря большому разнообразию автомобильной техники и дополнительных прицепов к ней, появляется возможность погрузить практически любой вид груза и оперативно доставить его в целостности и сохранность заказчику.

Стоимость доставки сборного груза

Цена — один из важнейших критериев при выборе способа транспортировки продукции. В большинстве случаев сборные перевозки оказываются наиболее выгодным вариантом, помогающим отправить негабаритную посылку по умеренной стоимости.

На итоговую сумму влияют несколько факторов:

  • плотность груза;
  • сложность маршрута;
  • дополнительные услуги (охрана в пути, крепления, сопровождение);
  • таможенный сбор при отправке за границу;
  • расход топлива.

Основной показатель — плотность. Она рассчитывается по соотношению массы груза к его объему. Если плотность меньше 250 кг/куб. м., груз оценивается по габаритам. Если значение больше, главным критерием становится масса. Плюс существуют параметры стандартного грузового места: вес — 500 кг, высота — 2,5 м, ширина — 2 м, длина — 3 м. Если посылка не вписывается, ее считают негабаритной, стоимость повышается. Наценка может составлять от 25 до 100%.

Сборные перевозки составляют основу рынка доставки товаров и признаны самым крупным его сегментом. Безусловная экономия в случае отправки небольших товаров делает этот вид грузоперевозок наиболее выгодным. Выбирать услугу стоит, если доставка не срочная и направление перевозки популярное. В других случаях стоит рассмотреть варианты комплектной или попутной грузоперевозки. При транспортировке габаритных товаров в составе сборного груза тарифы могут оказаться выше.

Виды

Экспедитор, в зависимости от желания клиента, может выполнять следующие функции:

  • Организовать перевозку груза маршрутом, выбранным экспедитором или заказчиком.
  • Заключить договор перевозки груза от своего имени или имени заказчика.
  • Обеспечить отправку и перевозку груза.
  • Получение документов, необходимых для импорта/экспорта/транзита грузов.
  • Улаживание таможенных или иных формальностей.
  • Проверка сохранности и качества груза, его погрузка и выгрузка.
  • Уплата пошлин, сборов и прочих трат.

Важно! Экспедитор может оказать как полный спектр услуг (доставку «от двери до двери»), так и отдельную их часть.

Зарплата

В России средняя зарплата для специалистов этого направления составляет 20–40 тыс. рублей. Данный диапазон оклада занимает около 50% всех представленных на рынке вакансий.

Четверть работодателей предлагают оплату труда от 40 до 60 тыс. рублей. Больше всего предложений работы экспедитором размещено в Московской, Ленинградской областях и в Краснодарском крае.

Источники

  • https://gruz0perevozki.ru/ehkspeditor-po-perevozke-gruzov.html
  • https://profitworks.com.ua/professii/transportnaya-sfera/ekspeditor
  • https://BusinessMan.ru/new-kto-takoj-ekspeditor-dolzhnostnaya-instrukciya-ekspeditora.html
  • https://kedu.ru/press-center/profgid/transportnyy-ekspeditor/
  • http://yourprofession.info/kto-takoj-ekspeditor-i-chto-on-delaet/
  • http://proforientir42.ru/dt_profession/ekspeditor/
  • https://gruzovoz71.ru/kto-takoj-ekspeditor-po-perevozke-gruzov.html

Чем занимается

Слово «экспедитор» на латыни означает «сопровождающий». Экспедитор – это ответственное лицо, в обязанности которого входит контроль передвижения груза по составленному маршруту, оформление сопровождающих документов, страхование, погрузочные манипуляции, хранение.

Экспедитор, как центральное звено, формирует вокруг себя логистическую цепочку, оптимизирует затраты, на всем протяжении следит за состоянием груза, его сохранностью и своевременной доставкой. Также в обязанности экспедитора может входить подбор специального транспорта для опасных видов груза или негабарита. Соблюдение маркировки грузов и пломбирование тоже является обязанностью экспедитора.


Водитель-экспедитор

Экспедирование грузов — одно из востребованных видов деятельности. Когда изготовитель отправляет свою продукцию или покупатель заказывает товар, то все хотят, чтобы доставка произошла без задержек, и товар доставили в целости.

Сотрудники экспедиционной компании должны хорошо знать:

  • как принимать и сдавать товар;
  • правила проведения такелажных работ;
  • условия хранения и транспортировки различных видов грузов;
  • нормы простоев различных видов транспорта при погрузке и выгрузке;
  • Правила ТБ и основные принципы организации труда;
  • технические характеристики грузового транспорта, перевозящего объекты договора;
  • основные маршруты грузоперевозок;
  • реквизиты и адреса важнейших поставщиков и места нахождения их главных складов;
  • формы документов, сопутствующих грузоперевозкам и прочим манипуляциям.

Осуществляя экспедиционную деятельность в различных направлениях, и обслуживая множество клиентов, экспедитор зарабатывает оптовые скидки, которые влияют на понижение розничных расценок. Клиенты предпочитают работать с крупными панрегиональными фирмами.

Пользуясь их услугами, грузовладельцы получают сокращение расходов и высокую конкурентоспособность в своем сегменте. Интегрированные услуги привлекают к сотрудничеству с экспедиторскими фирмами многих грузоотправителей. Заказчики по достоинству оценивают готовность к содействию и охотно пользуются услугами сопровождения груза.

Не всегда можно быть уверенным, что посредники выполнят договор полностью. Лучше своими силами доставить груз, как указано в договоре.

В своей работе экспедитор пользуется:

  1. Трудовым распорядком собственной фирмы.
  2. Документами, которые регламентируют экспедиторскую деятельность.
  3. Уставом собственной компании.
  4. Предписаниями руководства.
  5. Требованиями должностной инструкции.

История профессии

В переводе из латинского «expeditio» звучит, как «приведение в готовность». Появлению данной профессии способствовала потребность в частых перевозках товаров между объектами, а также ― специалистами, которые непосредственно отвечали за весь процесс транспортировки.

Упоминания о людях, которые сопровождали купеческие караваны и за определенную плату отвечали за сохранность товаров на протяжении всего пути, встречаются в записях, датированных XI–XII ст. Историкам удалось обнаружить документы, свидетельствующие о том, что профессия экспедитор изначально возникла вследствие развития внешней торговли. В XV-XVI столетиях появлялись целые экспедиционные организации, что отвечали за своевременное прибытие товаров в пункт назначения.

Навыки и знания

Экспедитор ― это профессия, что предусматривает знание действующих тарифов и налогов на перевозки.

Необходимо знать сроки хранения товаров и оптимальные условия их транспортировки. При этом надо уметь хорошо ориентироваться на местности, если пункты отправки и приема находятся в одном городе. Деятельность в сфере международных перевозок требует владение иностранным языком.

Железнодорожные перевозки

В большинстве развитых стран мира имеется железнодорожная инфраструктура. Поэтому имеют место быть международные железнодорожные грузоперевозки. По сравнению с авиаперевозками использование поездов стоит намного дешевле. Также преимуществом данного вида международных перевозок является то, что он не зависит от погодных условий и погрузить на железнодорожные платформы можно абсолютно любой груз. Данный вид транспорта особенно востребован в тех случаях, когда выполняется перевозка сыпучих грузов.

Несмотря на большое количество достоинств, у такого ж/д транспорта есть и определенные недостатки. Речь идет о времени выполнения заказа. В настоящее время данный показатель оставляет желать лучшего, особенно  на продолжительных дистанциях..

Грузовая логистика: управление и маршрутизация потоков

С транспортной логистикой иногда путают обычную доставку. Сходство этих понятий очевидны. В обоих случаях стоит задача перемещения материальных объектов от отправителя к получателю. Ее решение возможно с применением двух подходов: традиционного и логистического.

При первом методе, называемым традиционным, процесс протекает поэтапно, от одного звена цепи к другой, а департамент транспорта, каждый раз решает локальные задачи. Установить единый тариф не представляется возможным.

Второй предполагает установление единого тарифа за весь пройденный путь.

Под маршрутизацией грузовых перевозок подразумевается выбор пути, отвечающего требованиям по минимизации затрат. Управление транспортной логистикой и оптимизация маршрутов означают выполнение следующего ряда действий:

  1. Позиционирование перевозчика на обслуживание определенной группы заказчиков по основным признакам – характеру груза, расстоянию, габаритам и т. д. Это означает, что если логистическая компания специализируется на доставке, например, горючих жидкостей, то она обладает специальными автоцистернами и имеет опыт в этой области.
  2. Планирование перевозок. Исполнитель и заказчик должны иметь четкое представление о том, когда груз будет доставлен, и сколько это будет стоить.
  3. Составление рациональных путей с минимизацией пробегов порожняком.
  4. Нахождение желательного для клиента способа доставки. В одних случаях важнейшую роль играет цена, в других – время, а чаще всего требуется сбалансированный подход.

Понятие маршрута включает следующее:

Элемент маршрута Пояснение
Начало, конец и промежуточные узловые точки Места, в которых происходит формирование потока, его преобразование и погашение (завершение, выгрузка).
Направление сообщения Пункты отправления и назначения.
Расстояние Протяженность маршрута в километрах или его отнесение к категории ближних, средних и дальних.
Степень сложности Учитывается рискованность доставки, исходя из информации о состоянии путей, административных режимах, политической ситуации, климата, и других факторов, определяющих риски.
Устойчивость Степень постоянства параметров маршрута во времени.
Гибкость Наличие или отсутствие возможности изменять узловые точки в случаях возникновения неблагоприятных обстоятельств.

Логистика транспортных грузоперевозок ставит целью выбор такой цепи доставки, при которой с наименьшими затратами и рисками груз вовремя доставляется в заданную конечную точку.

Права потребителя при ненадлежащем обслуживании

Права потребителя, при оказании услуги ненадлежащего качества определены ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя:

  • Требования о безвозмездном устранении недостатков.
  • Соответствующее уменьшение цены услуги.
  • Возмещение понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами.
  • Расторжение договора и полное возмещение убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок.

Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги.

Справка. Следует помнить, что претензии по качеству услуг могут быть предъявлены по факту их обнаружения, в ходе оказания услуги по перевозке, либо по завершении сделки.

Даже если неприятности произошли по вине участников, вовлеченных в процесс, и качество обслуживания оказалось ниже заявленного, требования заказчика могут быть адресованы исключительно экспедитору по причине, опять же, его ответственности за контракт. (В свою очередь, на основании своих собственных соглашений с участниками процесса, он предъявляет им свои претензии).

Суть договоров экспедирования и агентирования

Согласно Законодательства каждый исполнитель имеет право заключить посреднический договор (или агентирования), или договор транспортной экспедиции (экспедирования), по своему усмотрению.

По договору агентирования, агент принимает на себя обязательства, за вознаграждение осуществлять по поручению принципала (другой стороны) различные действия юридического характера или иные от своего имени. При этом все финансовые расчеты ложаться на другую сторону (принципала).

Договор экспедирования происходит по схожему сценарию, однако в нем стороны это — экспедитор и клиент.

Специалисты в области международных грузоперевозок считают, что договор транспортной экспедиции имеет определенные выгодны перед агентским и вот почему:

  • При заключении договора экспедирования происходит регулирование им конкретного круга правоотношений (отношений по осуществлению и организации грузоперевозки). Таким образом заключая договор экспедирования стороны не будут вынуждены самостоятельно разрабатывать все его условия, достаточно будет ориентироваться на те правила, которые уже имеются в Законодательстве. В случае, если сторонами будет упущено какое-либо условие, которое защищает интересы исполнителя, судом в случае спорной ситуации будет применено соответствующую диспозитивную норму закона, которая регулирует сотрудничество клиента и экспедитора.
  • При заключении договора агентирования, определяется выполнение широкого перечня услуг (фактического и юридического характера). При этом в Законодательстве содержатся только общие положения агентских договоров, что вынуждает стороны самостоятельно разработать его условия.
  • Договор экспедирования не таит в себе существенных недостатков, в отличие от агентского. И тот и другой договор признаются возмездными и согласно общих правил предусматривают возможность исполнения определенных функций с третьим лицом. В случае отказа клиента от исполнения договора, у экспедитора есть существенные преимущества по сравнению с агентом. Если принципал отменяет свое задание, тио агент имеет право требовать возмещения расходов и выплаты вознаграждения за действия, которые уже были произведены. В также же ситуации экспедитор может потребовать возмещение всех убытков, которые тянут за собой разрыв договорных отношений. Помимо этого, экспедитор имеет право на взыскание штрафной суммы.

Продуманный выбор и тщательный анализ ситуации позволяет принять правильное решение в конкретной ситуации, которое избавит исполнителя от лишних рисков и позволит защитить его интересы в случае возникновения спорных ситуаций.

Оказывая услуги по грузоперевозке исполнителю будет выгоднее заключить не агентский договор, а экспедиторский, так как это позволяет существенно сэкономить время на разработку положений и условий. Однако, выбор в сторону агентского договора стоит сделать в случае, когда посредником приняты обязательства по оказанию юридических услуг, а также услуг по представительству. Иначе, (к примеру при заключении договора возмездного оказания услуг или поручительского договора) есть шанс что суд переквалифицирует данное соглашение в иной вид договора.

По сути — агентский договор и транспортной экспедиции, очень схожи по характеру выполняемых действий, так как в том и другом случае экспедитор или агент заключают договоры грузоперевозки от своего имени или имени клиента. Агентом или экспедитором принимаются обязательства в интересах клиента или принципала производить фактические и юридические действия определенного характера. Однако существенное отличие кроется в характере представительства принципала в отношениях, которые складываются с агентом и третьим лицом.

При агентском договоре значительно расширяется сфера предпринимательской деятельности принципала, так как агент постоянно представляет его интересы на определенной территории. А вот при договоре транспортной экспедиции другие цели. В этом случае обеспечивается обслуживание грузоперевозок товаров, в связи с чем все услуги и юридические действия оказываемые экспедитором, касаются именно данного процесса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: