Рельефная резьба
Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево-кудринскую (рис. 48). Основателем кудринской резьбы является российский мастер-резчик В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу-мастерскую по обучению резьбе по дереву.
Рис. 48. Образцы абрамцево-кудринской резьбы
Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.
Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном представлена на рисунке 49. Эта резьба характерна тем, что основной фон находится ниже уровня рисунка, а рисунок поднят над фоном. Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают (рис. 49, а) и подрезают (рис. 49, б) контур. После этого вырезают (выбирают) весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4…5 мм (рис. 49, в). Затем прорабатывают рельеф рисунка.
Рис. 49. Технология выполнения нлоскорельефной резьбы с выбранным фоном: а — над резка но контуру: 6 — подрезка: в — зачистка вертикального края контура и выборка фона; г — заоваливанпе (закругление) контура
Особенности
Художественное выпиливание лобзиком – это уникальная возможность проявить свои творческие таланты и найти себе хобби по душе. Простейшие узоры выпиливания может освоить даже ребенок. Однако здесь имеются свои особенности, о которых следует знать перед тем, как приступать к работе.
Резьбу можно делать на самых простых материалах, например, фанере или небольших древесных дощечках. Позже, когда появится опыт работы, можно приступать и к более сложным формам работы – выпиливанию узоров на предметах интерьера.
Существует несколько основных типов резьбы лобзиком. Осваивать технику следует с самого простого из них.
Еще одна особенность художественной резьбы по дереву этим инструментом кроется в том, что во время ее выполнения чаще всего требуется использование сразу нескольких лобзиков. Одни предназначены для вырезания мелких деталей, другие – для крупных. Поэтому необходимо иметь в арсенале минимум два вида такого инструмента.
Стамески
Довольно распространенным инструментом назовем стамеску. Лучшим предложением считается продукция компании Kirschen Studia, но любая модификация обходится не дешевле 1000 рублей. Существуют самые различные виды стамесок для резьбы по дереву. Классификация проводится следующим образом:
- Прямые.
- Уголковые с V-образным профилем.
- Обратные с выпуклой рабочей частью.
- Изогнутые.
Стамески для резьбы по дереву
Стамеска для резьбы по дереву небольшой плотности может изготавливаться из недорогих материалов. При желании можно приобрести бюджетные варианты японских производителей. Стоит учитывать, что модель с короткой рабочей частью предназначены для ручной работы, ни более просты в эксплуатации. Варианты исполнения с более длинной рабочей частью предназначены для ударной работы.
После перейдем к подготовительному этапу
Как произвести подготовку основы и начать работы
По большей части резьба по древесине для начинающих является довольно трудной работой, которая требует определенных знаний и навыков
Для того, чтобы сделать все правильно, важно уметь использовать необходимые инструменты. Обработку основания начинают с работ по подготовке дерева под резьбу
Для начала требуется его выстрогать, а если фон выполнен из древесины светлого оттенка, то это все делают при помощи рубанка. А для темного композиционного фона заготовку тонируют. Для того, чтобы получить блестящую древесную поверхность лакокрасочным материалом, в таком случае используют черный цвет, а по окончанию просыхания производят полирование политурой.
При применение всевозможных красителей, к примеру, туши, темперы, акварели, протравы и остальных похожих красителей, поверхность будет оставаться матовой или ее покрывать светлым лакокрасочным материалом и полируют. Для закрепления заготовку нужно обязательно зажимать в верстаке. Для этого воспользуйтесь зажимами станка или державками (дощечки. Которые будут охватывать и удерживать заготовку). Плоскорельефная резьба по дереву дает возможность выполнять растительные узоры, а также барельеф птицы, животного или человека.
Когда выполняется резьба по поверхности древесины, рисунки требуется выбирать из специализированных журналов, книг или даже альбомов. Для грамотного изготовления орнамента его переносят, используя копирку или кальку.
Лучше для начала использовать прозрачную бумагу, которую требуется расчертить на маленькие квадратики. Их габариты будут зависеть от размера оригинального узора.
На одной из сторон получают 50% изображения, перегибают и получается цельным. На деревянную заготовку его можно переносить любым из имеющихся способов. Главное, чтобы все свободные детали от прорезной резьбы размещались в месте, с необычной текстурой. А при остальных размещают элементы для обрамления, а узорчатые контуры обязательно должны совпадать с волоконным направлением.
Техника выполнения
Главным инструментом является нож, который требуется зажимать в кулаке, при этом лезвием к себе. Придавая определенное усилие, им проводят по орнаменту. По отношению к доске нож расположен чуть под наклоном, и так делают надрезание. После этого требуется сделать подрезку. Для этого требуется держать ножик в том же положении, но рука будет наклонена в иную сторону. Прикладывая усилие, требуется сделать подрезание уже сделанного контура.
Это четко действует для отделения соломки. Она обязательно должна сразу отделиться от заготовки. В противном случае все требуется делать заново, но придется вырезать куда глубже. Для вырезания канавки контурного типа инструмент требуется держать двумя руками
При необходимости ножом важно вырезать и окружности
Для завитков применяется полукруглая стамеска. Ее требуется углублять на 0.3-0.4 см в древесину и повернуть кисточку, прокручивая все вокруг оси. Это делается до того времени, пока не начнут замыкаться в линии. Это весьма интересное занятие, и главное разобраться, что к чему, тогда все получится. По большей части художественная резьба по древесине, фото работ которой можно отыскать в книгах, журналах и прочих изделиях, красиво и древнее ремесло. На данный момент все возрождается и есть много отличных, современных мастеров дела.
Техника выполнения работы
Объемная резьба по дереву (фото работ представлены в статье) выполняется так:
- В первую очередь на брус наносят контуры будущего изделия и вырубают ненужные части. Делают это с помощью стамески, затем ею же прорабатывают основные очертания фигуры.
- После этого приступают к работе ножом и рашпилями разных размеров, придавая более плавные очертания. Действия при этом осторожные и мягкие, состругивается тончайший слой древесины. Скульптура как бы расписывается режущим инструментом, оставляющим на ней бороздки. Линии имитируют черты лица человека, перья птиц, шкуру животного, конскую гриву, прожилки на растениях и другие элементы.
- Все срезы делаются мелкими, обрабатывая поверхность со всех сторон. Если в скульптуре планируется сделать отверстия, их прорезают на завершающем этапе.
- Твердую и сухую древесину в процессе резки желательно смачивать.
- Готовое изделие мастер шлифует шкуркой или оставляет в неизменном виде.
- Затем его оставляют просушиться. В случае образования трещин, их заполняют клиньями с учетом направления древесных волокон.
Обзор видов
Сейчас есть несколько основных видов резьбы по дереву. Каждый из них имеет свои особенности.
Ажурная
Этот вид резьбы пользуется популярностью с древних времен. Ранее считалось, что ажурные узоры на дверях и окнах защищают дом от злых духов. Они запутываются в кружеве и не могут попасть в дом.
Сейчас ажурная резьба используется для украшения мебели, перегородок, посуды и различных поделок. Выглядит такой декор изящно и необычно. Особенно красиво смотрится пропильная или же сквозная резьба.
Восточная
Этот вид художественной резьбы отличается особым изяществом. Рисунки состоят из тонких завитков. На создание таких узоров обычно уходит очень большое количество времени. Поэтому мастеру, который хочет освоить эту технику, нужно запастись терпением.
Геометрическая
Наибольшей популярностью среди новичков пользуется геометрическая резьба. Она привлекательна и проста в освоении. Готовые узоры состоят из простых геометрических фигур. Как правило, изделия украшают простые клинообразные выемки. Выглядит готовая работа просто, но привлекательно.
Рельефная
Узор, нанесенный на поверхность дерева таким образом, возвышается над общим фоном. Выглядит он красиво и объемно. Такие орнаменты смотрятся реалистично и эффектно. Рельефная резьба украшает наличники, фризы домов, элементы дверей и ворот.
В стиле барокко
Этот стиль возник в Италии в XVI столетии. Для него характерно использование большого количества различных декоративных деталей. Часто поделки из древесины в этом стиле украшают растительные узоры. Например, изображения роз или лилий.
Самым известным резчиком, работавшем в этом стиле является Гринлинг Гиббонс. Его изделия украшали изысканные цветы, листья, рыбы и птицы. Рассматривая работы этого мастера, можно узнать все о главных особенностях данного стилистического направления.
Объемная
Работая в этой технике, кусок дерева можно превратить в изящную скульптуру небольшого размера. Метод используют для оформления зеркальных рам, лестничных перил, балясин, накладок или удобной мебели. Готовые изделия выглядят красиво и изысканно.
Кудринская
Этот вид резьбы появился в конце XIX столетия. Его основателями стали мастера, работавшие в усадьбе Абрамцево, находящейся под Москвой. Большинство из них были родом из поселка Кудрино. Именно из-за этого данная техника и получила свое название.
Мастера, работающие в этой технике, изготавливали сувениры и различные бытовые вещи. Сейчас она также пользуется популярностью среди любителей творчества. Украшают такие изделия орнаменты, состоящие из ветвей и листьев, которые постоянно повторяются. Между этими растительными гирляндами находятся другие декоративные изображения – звери, рыбы, птицы, ягоды и цветы. Для создания поделок в этой технике чаще всего используется древесина липы.
Скандинавская
Этим определением называют простую технику, которая пользуется популярностью в северных странах. Поделки и постройки в этом стиле украшают национальные мотивы. Очень часто на них изображают изящных оленей и простые витиеватые узоры. На древесину также часто наносят изображения различных рун. Выглядят такие орнаменты оригинально и изящно.
Контурная
Это одна из наиболее простых техник, которую может освоить даже начинающий резчик. Главная ее сложность заключается в том, что работать мастеру нужно с тонким резцом. Готовый узор обычно состоит из тонких линий, прорезанных по самому контуру рисунка.
Какие инструменты необходимы?
Начать стоит все же с описания материала. Дерево должно быть качественным, прежде всего хорошо высушенным. Материал берется только однородный, предпочтительно – с одного участка дерева, сучков и грубых текстурных полос также быть не должно.
В базовый набор инструментов входят:
- ножи и стамески;
- надфили;
- ножовки по металлу;
- наждачная бумага с разным размером зерна;
- тиски;
- дрель с вариациями сверл;
- бруски;
- лобзик.
Ножи должны быть изготовлены из качественной стали. Это могут быть не самые дорогие отечественные модели, они мало чем уступают импортным. Вместо стамески для резьбы порой используются заточенные отвертки или даже напильник. Стамеска плоская имеет длинный стержень, на конце которого находится режущая плоская кромка. Таким инструментом удобно пользоваться для первичной обработки дерева.
Стоит упомянуть, что у резчика весь инструментарий делится на 2 вида: ручной и электрический. Ручные инструменты обходятся сравнительно недорого, в эксплуатации они просты. Но ручной труд имеет не самую высокую производительность. Электрические инструменты помогают ускорить и в то же время упростить обработку дерева. Стоят они дороже, но и качество работы с их использованием возрастает.
Пару слов о современных инструментах резчиков. Гибкий вал, например, дает возможность получить резное изделие практически любой сложности. И стоит он не так дорого, часто новички приобретают себе этот инструмент. Или взять лазерный гравер – это уже настоящее многофункциональное оборудование, в котором есть запас насадок и разные режимы обработки.
Емкость и средства обработки инструмента
Дезинфекцию маникюрных и педикюрных ванночек, подушек, поверхности стола, нужно проводить после каждого клиента.
Что касается инструмента, то, помимо очистки и дезинфекции, его следует стерилизовать, а затем хранить в надлежащих условиях, исключающих повторное заражение.
Очистка
Предварительную очистку можно проводить в ультразвуковой ванночке, наполненной мыльным раствором, или тканевыми салфетками, смоченными в дезрастворе. После этого предметы промывают под проточной водой с жидким мылом. В процессе необходимо пользоваться одноразовыми перчатками.
Дезинфекция
Кроме дезсредств с антикоррозийными добавками, мастер должен иметь мерный стакан для определения нужного количества концентрата, пластиковый или металлический поднос для инструментов и емкость из устойчивого материала с внутренней вставкой наподобие сита.
Аппаратура, поверхности, инвентарь обрабатываются антисептическими спиртосодержащими средствами.
Стерилизация
Для этого используется несколько методов:
Кипячение. В салонах практикуется редко.
Сухожар. Стерилизация в сухожаровом шкафу подходит только для инструментов из кобальтовых сплавов и высококачественной японской стали. Воздушную дезинфекцию также можно провести с помощью обычной кухонной духовки. Время воздействия – около 20 секунд.
Паровая очистка в автоклаве в течение 20 минут.
Химические реагенты. Нужно помнить, что хлоро- и альдегидосодержащие средства весьма агрессивны к металлам
При выборе обращайте внимание также на длительность процедуры. Если выдержка рекомендована в течение 40-60 минут, от таких средств лучше отказаться
Оптимальные параметры: 3-5 минут при распылении и 10-15 минут при погружении предметов в раствор.
В салонах нередко используют гласперленовые стерилизаторы. Это удобные компактные приборы, позволяющие быстро обработать пинцеты, ножницы, иглы и другие мелкие инструменты. Они могут быть разного размера и дизайна, но работают по единому принципу. Крупные предметы обрабатывают в ультрафиолетовых стерилизаторах. Этот метод не пользуется большой популярностью, поскольку отнимает много времени.
Заказывайте необходимые инструменты на Алиэкспресс, не переплачивая. После заказа вы можете в любое время отследить посылку с алиэкспресс.
Нужно отметить, что авторитетные контролирующие организации категорически не рекомендуют использование таких приспособлений, поскольку те не обеспечивают необходимую степень чистоты и не защищают от риска заражения. В частности, в гласперленовых устройствах ручки инструментов часто находятся за пределами камеры, то есть, не подвергаются стерилизации и могут сохранять на себе патогенные микроорганизмы.
Вспомогающие средства
Для паровой и воздушной стерилизации, а также безопасности последующего хранения инструментария используют:
- краф-пакеты, сохраняющие стерильность в течение 3 дней;
- заклеенные пакеты, гарантирующие 20-дневную стерильность;
- бумажные с термосваркой, срок стерильности в которых достигает 30 дней.
Специальные инструменты
Встречается в продаже довольно большое количество специализированных инструментов, которые применяются только серийном производстве различных изделий из дерева. Примером можно назвать:
- Гибкий вал. Этот вариант исполнения подходит для получения резьбы практически любой сложности. Его может себе позволить даже начинающий мастер.
- Лазерный гравер. Бытовая модель подобного приспособления обходится в 7 тысяч рублей. Варианты исполнения, которые способны работать по 3D-проектам, стоят не менее 30 тысяч рублей.
Гибкий вал для резьбы по дереву
Лазерный гравер
Лазерный гравер относится к многофункциональному оборудованию, которые могут применяться для проведения различных работ. Для этого предоставляется возможность сменять рабочие насадки и изменять параметры обработки. Подобные инструменты для вырезания резьбы можно приобрести в специализированном магазине.
Рельефная резьба
Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево-кудринскую (рис. 48). Основателем кудринской резьбы является российский мастер-резчик В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу-мастерскую по обучению резьбе по дереву.
Рис. 48. Образцы абрамцево-кудринской резьбы
Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.
Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном представлена на рисунке 49. Эта резьба характерна тем, что основной фон находится ниже уровня рисунка, а рисунок поднят над фоном. Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают (рис. 49, а) и подрезают (рис. 49, б) контур. После этого вырезают (выбирают) весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4…5 мм (рис. 49, в). Затем прорабатывают рельеф рисунка.
Рис. 49. Технология выполнения нлоскорельефной резьбы с выбранным фоном: а — над резка но контуру: 6 — подрезка: в — зачистка вертикального края контура и выборка фона; г — заоваливанпе (закругление) контура
Основные виды инструмента
В продаже встречаются самые различные варианты исполнения инструментов для резьбы. Все они подразделяются на две основные группы:
- Ручные характеризуются низкой стоимостью, а также простатой в эксплуатации. Однако, нельзя забывать о низком показателе производительности ручного труда.
- Электрические в последнее время получили широкое распространение, так как при их применении можно существенно ускорить и упростить обработку дерева. Как правило, электрический инструмент приобретают при серийном выпуске изделий, они характеризуются большей стоимостью, но позволяют получать более точные размеры и высокое качество обрабатываемой поверхности.
Электрический ручной гравер
Несмотря на большое распространение электрических инструментов, без ручных все же не обойтись. Они зачастую применяются для обработки труднодоступных мест.
Пошаговая технология
До того как рисунок будет нанесён, необходимо определиться с выбором исходного материала, ведь от вида древесины зависит половина успеха.
- Липа. Древесина липы – бесспорный чемпион среди пород, используемых в резьбе. Пластичная, лёгкая и доступная, она прекрасно подойдёт новичку и мастеру. Неэффективная окрашиваемость – единственный минус липы.
- Ольха. Ольха (чёрная и красная) – плотный материал. Несмотря на то что ольховую древесину достать достаточно сложно, она прекрасно режется и практически не искривляется после высыхания.
- Груша. Плотную и однородную грушевую древесину можно поставить в один ряд с липой и ольхой.
- Берёза. Упругая и плотная берёза подходит для резчиков среднего уровня, успевших поработать с липой. Данная древесина используется при создании небольших изделий, так как при высыхании может деформироваться.
- Дуб. Массивный и сложный в обработке дуб служит материалом для настоящих профессионалов. Наточенные инструменты и твёрдая рука мастера смогут превратить неподатливую древесину в завораживающий рельеф.
После того как резчик определился с материалом, его необходимо качественно просушить. Заготовка дерева начинается в ноябре и заканчивается в феврале, когда количество соков в древесине минимально. Покупая древесину для резных работ, обязательно уточните, была ли она просушена. Если же вы хотите подготовить заготовки самостоятельно, ознакомьтесь с алгоритмом сушки:
- очистите дерево от коры и ветвей;
- разделите его на части;
- вываривайте заготовки в специальных ёмкостях с добавлением соли на протяжении 4 часов;
- поместите будущие основы в подвал на несколько дней;
- Перенесите древесину в проветриваемое помещение.
После того как резчик определился с эскизом для изделия, его необходимо перенести на заготовку. Для переноса изображения используются следующие методы и предметы.
Копировальная бумага. Линии копирки можно свободно стереть, что позволяет изменять рисунок прямо по ходу работы.
Трафарет. Вырежьте эскиз из бумаги или картона, приложите его к заготовке и обведите. Также с помощью трафарета можно наметить контур, обозначив проколами углы и изгибы. Проколы соединяются между собой простым карандашом.
Фрезер. Если вы не боитесь рисковать, прикрепите к дереву шаблон и вырежьте его инструментом.
Эскиз смещается в процессе переноса? Не беда! Подложите под кусок дерева резиновый коврик или подложку, и рисунок получится точным и аккуратным
Именно на этом этапе следует продумать расположение деталей и основных объектов, уделить особое внимание композиции.
Следующая стадия работы – вырезание основного контура. Деликатное удаление фона – изюминка рельефной резьбы. Формирование этого умения и есть основная задача новичка.
Предпоследний этап – контурная проработка с использованием угловым стамесок.
После того как изделие готово, его необходимо покрыть одним из следующих составов.
- Морилка. Морение используется для придания древесине благородного оттенка, а также для усиления контрастов в работе: затемнённые участки «отступают» на задний план, образуя объёмное изображение. Но такое средство покрытия подходит лишь для крупных рельефов; мелкорельефная резьба под воздействием морилки может разбухнуть, что, несомненно, неисправимо испортит вид изделия.
- Воск. Восковое покрытие – подходящий вариант для резьбы, выполненной на тёмных породах древесины. Воск придаёт готовому изделию блеск и делает его гладким. Результативность воскового покрытия часто зависит от того, как вы его распылите. Иногда с располировкой возникают трудности при отделке объёмных рельефов и работ с обильными и мелкими деталями.
- Масло. Используя в качестве декоративного покрытия масла, стоит учитывать некоторые нюансы, которые могут привести к разбуханию или образованию пятен. Для рельефной резьбы масло рекомендуется наносить не больше чем в два слоя.
Технология выполнения
Начинается ажурная резьба с эскиза будущего изделия.
А чтобы перевести орнамент (или орнаментально-сюжетную композицию) с бумаги на дерево, понадобятся шаблоны, копировальная бумага, карандаш и калька.
Рассмотрим алгоритм изготовления изделия в технике ажурной резьбы.
- Подготовленный материал (дерево) предстоит распиливать, строгать и его же торцевать. Делается это или вручную, или на электростанке. Далее обычно все заготовки калибруются на рейсмусовом станке (для сохранения точной толщины).
- Материал нужно раскроить и зачистить, подогнать по заранее заготовленной форме, а потом склеить по сегментам. На готовую форму можно наносить орнамент.
- Перед тем как выпиливать фоновую часть, следует подготовить форму. То есть дрелью с нужного диаметра сверлом следует сделать подготовительные отверстия по уже нанесенной картинке.
- Далее наступает самый интересный этап резьбы – выполнение художественной обработки прорезных элементов. Это всегда работа ножами, стамесками, другими удобными для мастера инструментами. Этап у каждого резчика проходит по-своему: кто-то долго вырезает детали, растягивая работу на несколько дней. Кто-то этот этап проходит быстро. Зависит это и от опыта, и от того, привычны ли для мастера инструменты.
- После того как ажурная художественная резьба завершена, мастер хорошо зачищает работу. Если нужно, он шлифует ее и склеивает изделие.
- На заключительном этапе готовое изделие хорошо осматривают, чтобы не пропустить дефектов и грубостей. Теперь дерево можно полировать кусочком дерева либо грубой тканью. Полностью готовую работу обрабатывают морилкой на водной основе или на спирту. Не всегда одного слоя будет достаточно.
Осталось только дождаться полного высыхания изделия – оно готово и может занять свое место в интерьере, на фасаде или в любом другом месте.
Ажурная резьба – это и опыт, и художественные задатки, и творческий поиск, и умение видеть работу еще до ее готовности. Одно ясно точно – старинное ремесло сегодня находит новое осмысление и отвечает запросам современного заказчика. А вот техника и материал остаются все теми же. И такой союз традиции, качества и нового взгляда рождает красивые ажурные вещи.
Как изготовить шкатулку из дерева с прорезной ажурной резьбой смотрите в видео.
Литература
- Званцев М. П. Домовая резьба. — Москва, 1935.
- Русская народная резьба по дереву; современный период. — Госместпромиздат, 1961.
- Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. — Сварог и К, 2000. — ISBN 5-93070-030-3.
- Ларина О. В. Резьба по дереву. — М. : GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, 2010. — ISBN 978-5-412-00143-2.
- Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. — Издательство «Высшая школа», 1989. — ISBN 5-06-001649-8.
- Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. — Издательство «Высшая школа», 1993. — ISBN 5-06-002821-6.
- Серикова Г. А. Секреты резьбы по дереву. — М. : Центрполиграф, 2011. — 196 с.
Как осуществлять резьбу по фанере
Работа с устройством не будет трудна, если правильно подготовиться к процессу творчества.
- Место для работы должно обладать хорошим освещением;
- Рабочая плоскость должна быть защищена от повреждений. Можно, к примеру, проложить фанерный лист или застелить ее пленкой;
- Все нужные инструменты а также запасные лезвия следует подготовить заранее. И можно начинать.
Первый шаг должен начинаться с нанесения внутреннего контура рисунка или чертежа. Для этого следует осуществить прорези, в которые будут вставляться лезвия устройства. Обычно при резе больших контуров проблемы не возникает, но в маленьких остатках работа лобзиком изнутри способна нанести скол, заусеницы или рассечения. Следует действовать очень аккуратно.
Работа электролобзиком
- Закрепите рабочий материал на столе таким образом, чтоб лезвие не зацеплялось за поверхность фанеры.
- Включите устройство и начинайте рез. Электролобзиком управлять не очень трудно: ведите инструментом вперед вдоль линий. Если оборудование оснащено дополнительными опциями отслеживания результата работы, воспользуйтесь ими.
Работа с электролобзиком
- После окончания резки отшлифуйте торцы наждаком или напильниками.
- Осуществите дальнейшие отелочные работы вырезанного изделия: лакировку, покраску и т.д.
Как пилить ручным лобзиком
- Зафиксируйте кусок фанеры одной рукой, второй держите приспособление для резки за ручку.
- Начинайте двигаться по нанесенным контурам, орудуя лобзиком вверх/вниз. Так следует делать по периметру рисунка.
Работа ручным лобзиком
Как видим, ничего сверхсложного в этой работе нет. И вы приобретете самое настоящее творческое хобби, научившись управляться с данными устройствами.
Как пилить фанеру лобзиком
Выпиливание электро- или ручным лобзиком по фанере – процесс, несомненно, творческий. И вы сможете собственноручно создавать декоративные изделия различного направления: от сказочных персонажей из мультиков для детей до украшений для мебели и дома.