Типы фарфора
Материал классифицируется по технике изготовления как:
- твердый;
- мягкий;
- бисквитный;
- костяной.
Твердый
В его составе от 47 до 66% каолина. Обжиг проходит при температуре 1400-1600 градусов. Изначально в таком сырье меньше влажности – заготовки практически не деформируются.
Костяной
Этот вид считается самым прочным, при этом ценится за тонкие, просвечивающиеся стенки. При кажущейся внешней хрупкости разбить его сложнее, чем классический.
Половину состава костяного фарфора занимает костяная мука – отсюда и название.
Бисквитный
У бисквитного фарфора пористая шероховатая структура, внешне похожая на мрамор. Эта особенность объясняется тем, что заготовки проходят только первичный обжиг при температуре от 800 до 1000 градусов.
Матовая фактура настолько эффектно смотрится, что ее обычно не покрывают глазурью. Эта техника используется для изготовления ваз, статуэток, других предметов интерьера. Посуду из бисквитного фарфора не делают.
Мягкий
В состав мягкого сырья входит меньше каолина – 25-40%. При этом количество полевого шпата и кварца увеличено – 45 и 30% соответственно. Каолиновая масса получается не такой прочной, зато очень пластичной.
Есть несколько разновидностей мягкого фарфора:
- Полевошпатный. В нем содержится 50% шпата и всего 30% белой глины. Материал плотный, тяжелый, но не прочный, поэтому стоит намного дешевле аналогов. Обжигается один раз.
- Высокополевошпатный. Отличается от полевошпатного большим количеством кварца – 45%. Удельный вес глины – всего 15%. Изделия из него считаются элитными, обжигаются при низкой температуре.
- Фриттовый – прочный, устойчивый к термическому воздействию, химикатам, доступный по стоимости. Обжигается при самой низкой температуре. В состав помимо глины входят сплавы солей и стекла. Фриттовая масса часто используется для лепки статуэток и других оригинальных вещей.
Мягкую каолиновую массу предпочитали мастера Древнего Китая, а твердую – европейские умельцы.
Как правильно выбирать посуду
Приобрести посуду из фарфора отличного качества вы можете как в магазине посуды, так и в интернете. Покупки каждый совершает соответственно своему вкусу, обстоятельствам и предпочтительной ценовой категории. Однако все-таки старайтесь покупать качественную посуду.
Как распознать хорошее качество
Качественный фарфор или нет, определяют по содержанию каолина или белой глины, а также по таким характеристикам, как тонкость помола и другим техническим особенностям.
Лучше всего выбирайте продукцию с известными лейблами, чтобы их названия хорошо читались и содержались в каталогах. Если вы купите китайскую и другую безымянную посуду без названия бренда, то такая покупка может навредить вашему и здоровью ваших близких.
Специалисты не рекомендуют приобретать наборы, декорированные яркими узорами с присутствием перламутра, так как в них может содержаться определенное количество свинца или кадмия.
Качественное изделие можно определить по цвету. Если посуда высокого качества, то ее цвет будет белым, с теплым сливочным оттенком. В том случае, когда она имеет серый или голубоватый оттенок, то она изготовлена из материала низкого качества
Определить настоящий оттенок материала, который использовался в процессе изготовления изделия, можно посмотрев на донышко блюда или кофейной чашки, к примеру.
Делая покупку, обратите ваше внимание на то, как изделие соприкасается с той поверхностью, на которую вы ее поставите. Этот участок прибора должен иметь такую же однородность цвета и иметь снежно-белый оттенок, как и глазурованные места (если, разумеется, в приготовление глазури не добавляли отбеливающие вещества или различные красители).
Обращаем ваше внимание, что такая посуда никогда не может быть декорирована целиком, чтобы оставить вам возможность проверки тонкости помола и того, насколько фарфоровый материал чисто выполнен
Если хорошо присмотреться, то в том случае, когда в изготовлении фарфоровой массы участвуют разного рода примеси, их видно на тех местах, которые не покрыты рисунками.
Если вы хотите приобрести набор, осмотрите все изделия, включенные в него. Материал хорошего качества обычно гладкий, не имеет дырок или пузырей, царапинок или сколов, а также пористого вкрапления.
Кроме того, уровень качества можно определить и на глаз, по тому, насколько геометрически правильно изготовлены ваши чашки или тарелки. Для этого достаточно поставить на стол посуду. Она должна стоять ровно, не качаясь как привычном положении, так и будучи перевернутой. Крышка должна обязательно хорошо закрывать целое изделие и прилегать к нему.
Ассортимент
Ресторанные блюда особенно эффектно смотрятся на дорогой и качественной посуде, изготовленной из фарфора:
- Чтобы подавать хлеб, различные тосты, кондитерские изделия, булочки, в продаже существует множество пирожковых и мелких столовых тарелок. Обычно их используют для предварительной процедуры сервировки стола, часто в общественных заведениях, обслуживая группы посетителей кафе или ресторана. В мелких столовых тарелках подают вторые блюда из мяса, рыбы и овощей, а также они иногда служат в качестве подставок для более глубоких тарелок.
- С целью подачи различных холодных закусок можно найти множество мелких закусочных тарелок, салатников, лотков и селедочниц, блюд овальной или круглой формы, а также вазочек и соусников. Во время сервировки стола тарелки для закусок могут сразу же расставить на поверхности, а другие приборы используются для выноса закусок.
- Чтобы подать к столу первое блюдо, могут использоваться бульонные чашки, глубокие тарелки различного диаметра, а также мисочки для супа (с крышками или без).
- Для подачи второго блюда предназначены мелкие столовые тарелки, блюда круглой формы, в которых подают мясную или овощную пищу.
- Десерты (сладкое) подаются в специальных десертных тарелочках разного объема, в зависимости от типа блюда.
- Для подачи горячих напитков служат чайники и чашки с разной вместимостью. Также блюдца, пиалы, кофейники, сливочники и молочники, вазочки и розетки, предназначенные для разлива или употребления чая, кофе, какао, горячего шоколада, а также сахара, варенья или других сладостей, которые выносят вместе с напитками.
- Чтобы эффектно подать фрукты и различные кондитерские изделия, используйте фарфоровые десертные тарелочки, вазочки и другие специальные приборы.
Виды фарфора
Хороший фарфор выделяется полупрозрачностью, легкостью, и чистым мелодичным отзвуком при ударе.
Существует несколько видов фарфора, различающихся по технологии термообработки и составу:
- Мягкий. Фарфоровая масса с нанесенной глазурью проходит одну процедуру спекания при 1300~1350°. Такой щадящий обжиг делает керамику пористой и впитывающей влагу. У мягкого фарфора есть вероятность появления внутренних трещин. Обычно он недорог и используется в бюджетных заведениях,
- Твердый. Двойная термообработка при температуре 1400~1460°. Такой фарфор ценят в заведениях среднего класса. Стоимость ее уже достаточно высока, но полностью соответствует качеству.
На основе твердого фарфора существуют еще две разновидности:
- Упрочненный. В его состав входят усиливающие крепость металлы. Посуда недёшева, ее предпочитают владельцы ресторанов и клубов высокого уровня.
- Костный. В его структуру добавляется до 50% костной муки. Это делает фарфор особо прочным, и вместе с тем изысканным, тонкостенным, с красивым ослепительно белым или сливочным оттенком. Костный фарфор относится к категории VIP и ценится очень дорого. Посуду из него редко используют повседневно, чаще ее можно встретить на банкетах и приемах самого высокого уровня.
Как выбирать фаянсовую посуду
Так как посуда контактирует с принимаемой пищей, то придется подойти со всей серьезностью к её выбору, чтобы избежать неприятных сюрпризов в будущем.
Необходимо тщательно осмотреть внутреннюю и внешнюю поверхность на наличие сколов, трещин, потертостей. Поверхность должна быть гладкой, в противном случае в имеющихся трещинах в будущем будут скапливаться грязь и микробы.
Чтобы проверить поверхность на шероховатости, необходимо поднести её под прямые солнечные лучи и осмотреть. Яркий солнечный свет позволит увидеть все дефекты.
Поверхность должна быть гладкой, в противном случае, в имеющихся трещинах в будущем будет скапливаться грязь и микробы.
Кроме внешнего состояния при выборе стоит обратить внимание на марку производителя. Не рекомендуется покупать посуду у уличных торговцев, так как не известны условия и материалы производства
Кустарные производства могут использовать токсичные компоненты в составе декоративного украшения либо керамики. Сложно сказать, из чего сделана такая фаянсовая посуда, поскольку никаких сертификатов на неё никто не предоставит.
Также стоит обратить внимание на способ нанесения рисунка, узоров, ободков и других украшений. Наносятся эти украшения под глазурь, благодаря покрытию нанесенный узор не стирается и не теряет цвет в процессе эксплуатации
Качественная брендовая посуда может использоваться даже в микроволновой печи, не теряя своих эстетических характеристик.
Наносится рисунок под глазурь, благодаря покрытию нанесенный узор не стирается и не теряет цвет в процессе эксплуатации.
Особенности эксплуатации, сложность и разнообразие технологий требуют от потребителя осторожности и внимательности при выборе фаянсовых изделий, в любом случае стоит отдать предпочтение продукции, сделанной по ГОСТу
Железная и жестяная
Железную и жестяную посуду храните там, где нет избыточной влаги
Железную и жестяную утварь чистят с помощью золы, наждачной бумаги или крупной соли. Сперва удаляют налёт и ржавчину, моют, хорошо просушивают, наносят толстый слой растительного масла и прогревают в нагретой до 200° духовке, пока полностью не пропадёт дым. После такой процедуры появляется тонкая жировая плёнка, которая предохраняет посудину от ржавчины. Если утварь передержать в духовке, то защитный лист отстанет от неё, если же наоборот – нагреть недостаточно, будут липнуть пальцы. После пользования противнем нужно вымыть его и положить в сухое место. Все железные и жестяные изделия следует хранить только там, где нет избыточной влаги, чтобы на них не образовывалась ржавчина.
Особенности ухода
Можно ли использовать посудомоечную машину
Деликатную фарфоровую посуду лучше мыть руками. Конечно, есть изделия известных торговых марок, которые допускается ставить в микроволновую печь и посудомоечную машину. При этом глазурь и деколь не пострадают. Внимательно читайте инструкцию, там указано, предназначена ли данная посуда для мытья в машине или нет.
Но антикварные предметы, дорогой фарфор с росписью или покрытием из драгоценных металлов следует мыть без использования техники, вручную и очень осторожно. Внешний вид может быть испорчен, и посуда утратит свою ценность
Особенности мытья антикварных предметов или с позолотой
Антикварные изделия нельзя мыть под проточной водой на весу. Лучше делать это в небольшом пластиковом тазике, предварительно положив в него мягкое полотенце, в теплой или прохладной воде (ни в коем случае не горячей). Предметы с изящными ручками или декоративными элементами, например, кофейники, чашки, безопаснее взять за корпус и поддерживать снизу.
Дорогие скульптуры и статуэтки из фарфора лучше совсем не мыть. Возьмите кисточку с натуральным ворсом и смахните с них пыль. Если таковой под рукой нет, протрите мягкой сухой тканью.
Как сохранить целостность изделий
Владельцам фарфоровой посуды нужно помнить, что резкие перепады температур разрушают глазурь изделия. Поэтому до того как заварить чай или кофе, чайник необходимо ополоснуть кипятком. И только потом медленно налить в него горячую воду. К слову, эту процедуру надо проводить перед каждым завариванием чая, так листья полнее раскроют свой вкус и аромат.
Еще одно правило: нельзя охлаждать посуду из фарфора в холодной воде, а также нагревать на плите или открытом огне. От этого могут пойти трещины.
Фарфор и холодильник
Как правило, посуду из фарфора допускается ставить и в холодильник, и в морозильную камеру. Но лучше все-таки посмотреть, что рекомендует производитель, ведь всегда бывают исключения.
Хранение
Оно также влияет на внешний вид фарфора. Необходимо перекладывать тарелки бумагой или салфетками, если вы помещаете одну на другую, это поможет избежать царапин на их поверхности. А вот чашки лучше подвешивать за ручки. Постарайтесь, чтобы при хранении изделия не касались друг друга. Не подходят им сырость, резкие изменения температуры.
Если вы будете придерживаться рекомендаций по уходу и хранению фарфоровой посуды – она не утратит своего блеска и шика долгое время. А гостям останется только любоваться роскошной сервировкой стола.
фото: depositphotos.com/elenathewise
Керамическая посуда
Керамическая посуда сложно отмывается, так как при приготовлении пищи впитывает в себя жир. К тому же, керамика способна впитать запахи моющих средств, которые мы используем при мытье. Поэтому идеальным вариантом считается замачивание керамической посуды в тёплой воде с несколькими каплями моющего средства или с применением песка. При мытье нужно использовать мягкие губки, чтобы не повредить поверхность посуды. Такую посуду сушат на открытом воздухе или же сразу вытирают полотенцем. Храня посуду в закрытом пространстве можно обнаружить неприятные запахи, от которых можно избавиться, прополоскав керамическое изделие в холодной воде с уксусом и солью. В идеальном варианте для каждого вида блюда должна отводится своя кастрюля, чтобы избежать смешивания запахов. Керамическая посуда, как и многая другая, не переносит резких перепадов температур, поэтому нужно придерживаться рекомендаций, которые приведены выше. В керамической посуде запрещается готовить на открытом огне. Если на изделии все-таки образовалась трещина, можно попробовать замазать её смесью из глины, лака и просеянного кирпича.
В России
История русского фарфора тоже полна интересных фактов и занимательных деталей. В нашей стране его производство прижилось далеко не сразу, ведь на протяжении многих лет в стране был свой, «народный» материал – майолика. Ее изготовление к концу XVIII века в России было настолько масштабным, что на международных показах и выставках русский продукт ничуть не уступал мировым конкурентам.
В 1724 году был основан первый завод про производству майолики, где под руководством купца-энтузиаста А. К. Гребенщикова началось изготовление художественной майолики. Именно с нее и началась история фарфора в России.
Майолика отличалась своей тонкостью и изяществом, а роспись на покрытии всегда выполнялась в традиционных русских стилях, таких как гжель, хохлома, палех. Подобные произведения искусства невероятно ценились в Италии, Франции, Германии и Испании.
Помимо майолики, завод Гребенщикова выпускал и обычную глиняную посуду в промышленных масштабах, которую расписывали гжельские мастера. Техника гжели изначально славилась грубоватыми, но яркими мазками, сливающимися в одно изображение. Ручная роспись стоила в то время недешево, однако даже глиняная посуда с завода расходилась в считанные дни. Эмалированные чашки с цветочными узорами были популярны по всей средней полосе Российской Империи, связав историю страны с фарфоровой эпохой.
Долгое время отечественные ученые не могли определить состав фарфора. История фарфора в России даже чуть было не прекратила свое существование. Известно, что еще во время правления Петра I в Германию была отправлена специальная экспедиция, целью которой было узнать состав. Однако экспедиция потерпела неудачу, провалив миссию. Позже один из ее лидеров, Юрий Кологривый, все-таки сумеет получить фарфор опытным путем в своей лаборатории в Санкт-Петербурге.
В 1724 году Гребенщиков оставляет опыты с фарфором и переключается на фаянс, более доступный и дешевый в обработке материал. Буквально за два года купцу удается добиться промышленного производства, а также получить репутацию одного из самых качественных производителей фаянсовой посуды и других бытовых и художественных изделий. Большое распространение получили чайные сервизы, ставшие непременным атрибутом каждой уважающей себя семьи того времени.
Кузнецовский фарфор, история которого поистине занимательна, обязан своим появлением работе отечественного химика Дмитрия Ивановича Виноградова – друга и сподвижника самого Михаила Васильевича Ломоносова.
30 января 1746 года войдет в историю как день русского фарфора. Именно в этот день Дмитрию Виноградову удалось получить первый опытный состав в своей лаборатории. История возникновения фарфора в России началась тогда, когда на заводе Петра Афанасьевича Кузнецова были отлиты первые миски из этого материала.
Производство фарфора продолжил потомок Петра Афанасьевича – Михаил Сергеевич Кузнецов. Он стал первым русским монополистом в области производства изделий из фарфора и фаянса. Помимо предметов быта, Кузнецовская мануфактура прославилась своими невероятными по красоте художественными изделиями и предметами роскоши.
Упадок русского фарфора приходится на конец XIX века, когда вместо концептуального воплощения идей заводчики ориентируются на сложность форм, выпуская абсолютно бессмысленные вазы, чайники или сервизы с мутными акварельными узорами. С изделий исчезли качественно прорисованные гравюры, уступив место безвкусным пейзажам.
В эпоху модерна история фарфора в России окончательно прекращает свое существование. На смену ручной работе именитых мастеров приходит стандартное заводское литье с одинаковыми, выполненными под трафарет изображениями закатов и рассветов.
Алюминиевая посуда
Из алюминиевой посуды наиболее распространены кастрюли. Они отличаются своей дешевизной и хорошей проводимостью тепла, но также имеют недостатки — при приготовлении пищи в алюминиевой посуде без антипригарного покрытия блюда быстро подгорают. Так же в алюминиевой посуде не рекомендуется долго хранить готовую пищу, так как алюминий, вступая с ней в контакт, может образовывать вредные соединения.
Алюминиевую посуду нужно мыть в горячей воде с мылом и содой. Чтобы придать посуде блеск, можно воспользоваться специальными порошками или кашицей из воды и соды. Также алюминиевую посуду можно периодически чистить зубным порошком. Чтобы избавиться от нагара, в кастрюле необходимо прокипятить воду с добавлением соды в соотношении 0,5 ч.л. на 1 л. воды.
Почерневшей изнутри алюминиевой посуде можно вернуть первоначальный вид, прокипятив в ней воду с добавлением уксуса. Чтобы избежать почернения, стоит избегать кипячения в алюминиевой посуде неподсоленной воды и варки неочищенного картофеля. Избавиться от неприятного запаха можно протирая посуду уксусом, лимонным соком, порошком горчицы или кофейной гущей. Алюминиевая посуда легко деформируется даже при незначительных падениях и ударах. Такую посуду нельзя протирать содой, наждачной бумагой, стиральным порошком и песком.
Чугунная
Новую чугунную посуду перед употреблением необходимо прокалить
Чугунная чёрная посуда нуждается в более тщательном уходе во избежание коррозии, которая способна испортить вкусовые качества блюда. Помимо этого, соли железа уничтожают все витамины. Если в чугунной эмалированной утвари имеются повреждения, её нельзя использовать для готовки. Новую чугунную сковороду перед употреблением необходимо прокалить. Для этого нужно насыпать на дно соль и поставить на плиту. Потом протрите её этой же солью с помощью бумажного полотенца или салфетки, хорошенько намажьте жиром и вновь прокалите. Перед использованием надо протирать чугунную посуду полотенцем и промывать горячей водой с моющим средством. Во избежание повреждения поверхности, прилипшую пищу можно оттереть сухой солью.
Основные фирмы-производители
Современный рынок предлагает фарфоровую посуду ведущих мировых производителей, способную удовлетворить самые взыскательные запросы.
Немецкие фирмы
Немецкий фарфор Seltmann Weiden — это элитная посуда для заведений высокого уровня:
- Последние модные тенденции и необычные дизайнерские решения воплотились в ярких и креативных коллекциях фирмы:
- SAVOY — контраст классики и модерна. Идеально продуманный цвет и стиль. Наряду с мягкими округлыми формами появились и необычно‑асимметричные очертания. Посуда этой серии всегда уникальна.
- MERAN лишена какого-либо декора, но изящные формы и спокойные классические линии и цвета стали истинным ее украшением.
- MOZART в стиле роскошного барокко. Рельефный декоративный орнамент подчеркивает тонкое изящество посуды. Весьма подходящий вариант для светских приемов и VIP банкетов.
Основанная в 1879 г. фирма SCHÖNWALD — одна из крупнейших в Германии.
Фирменный знак SCHÖNWALD — стилизованную елочку — можно встретить на посуде в ресторанах отелей Sheraton, Hilton, Marriott и других. Посуда из фарфора по легендарной формуле Хермана Греча, выпускающаяся с 1936 г., до сих пор имеет колоссальный успех.
Дизайнер Карстен Гольник создал ее в характерном асимметричном стиле. Благодаря добавкам из
оксида алюминия
Цены высокие, но вполне соответствующие немецкому качеству. Например, столовый сервиз Seltmann Weiden из 24 предметов на 6 персон — от 22,5 тыс. р.
Людмила Дашковецкая, менеджер отдела посуды компании «Деловая Русь» делится впечатлениями:
Продукцию немецких производителей трудно переоценить: она всегда востребована. Покупатели выбирают ее за широкий ассортимент, отличное качество и прочность, за элегантный дизайн, который всегда подойдет заведениям самого разного формата.
Российские фирмы
Самые известные фирмы по производству фарфора России:
- Дулёвский фарфоровый завод — один из старейших, основан в 1832 году. Отличительная черта продукции — самобытная роспись в народном стиле, так называемые агашки. Фарфор отличается особой прочностью и прозрачностью, устойчивостью глазури.
- Кубаньфарфор — с 1960 г. один из крупнейших производителей фарфоро‑фаянсовой продукции. Товарный знак фирмы — парящая чайка. Фарфор производится из полуфабриката, поставляемого из Китая. Продукцию завода выбирают многие бюджетные заведения страны: обладая приличным качеством, посуда имеет очень демократичные цены.
Ольга Зуева, специалист отдела комплексного оснащения объектов торговли, рассказывает:
Фарфоровая продукция отечественных производителей представлена в широком ассортименте и по доступным ценам. Она всегда востребована предприятиями питания среднего уровня, предпочитающими ее за практичность и презентабельный внешний вид.
Чешские фирмы
Фарфор Чехии, производимый компанией Rudolf Kämpf известен под тремя брендами:
- Собственно Rudolf Kämpf — Ручная работа премиум-класса для эксклюзивного потребителя.
- Leander — посуда и изделия из фарфора для потребителя в сегменте mass‑market.
- Leander HoReCa — профессиональная посуда из фарфора для отелей и ресторанов.
Продукция фирмы Rudolf Kämpf весьма разнообразна и вместе с тем самобытна. Мастерами фабрики создается и эксклюзивная посуда в различных стилях: романтическом, футуристическом, ар‑деко и др. Дизайнеры постоянно находят новые решения, воплощая их в фарфоре, например, изделия по мотивам шедевров Сальвадора Дали.
Цены на продукцию различны: от весьма доступных у фарфора Leander HoReCa до высоких у посуды для индивидуального использования.
Юлия Артюхова, бренд-менеджер компании RADIUS, делится впечатлениями о посуде:
Профессиональная посуда чешской фабрики Rudolf Kämpf создает новые возможности для сервировки. Прекрасные изделия часто необычных форм и авангардных дизайнерских решений. Качество просто потрясающее. Такой посудой очень приятно пользоваться. От нее исходит вложенное мастерами тепло.
https://youtube.com/watch?v=btUKZyKloXo
Фарфор своими руками, разновидности фарфоровых масс.
6
16.07.201411:00
Фарфоровая посуда, тонкая, невесомая, хрупкая. Кто из нас не восхищался этими чашками и чайничками, тарелками, а то и вовсе статуэтками? И, почти священнодействие – легонько стукнуть по краю изделия палочкой и слушать, как зарождается звук, чистый, такой же легкий, как и сам фарфор.
А ведь фарфоровые изделия можно создавать своими руками. Да, они не будут столь же тонкими и, поначалу, более простыми, однако это будет настоящий фарфор. И в зависимости от толщины стенки и формы изделия он тоже будет звучать от легкого стука.
Долгое время секреты изготовления принадлежали только Китаю, где и был изобретен фарфор в 620-м году н.э. Однако сегодня состав фарфоровой массы широко известен и имеет множество разновидностей для достижения разных результатов. Рассмотрим основные компоненты, из которых состоит фарфоровая масса:
- Каолин. Это белая глина, впервые обнаруженная у подножия горы (gāo lĭng = высокие горы) в провинции Цзянси в Китае, откуда она и взяла свое название. Сам по себе каолин – глинистая порода, обладающая низкой пластичностью и высокой огнеупорностью. Чтобы использовать ее для изготовления фарфора, глину обогащают, удаляя примеси, и дополнительно перемалывают до получения тонкодисперсной массы. В изделии каолин является основным компонентом, придает прочность и белизну конечному продукту.
- Полевой шпат. Это силикатные минералы, обладающие низкой температурой плавления, поэтому во время обжига изделия полевой шпат сплавляет фарфоровую массу, придавая конечному результату прозрачность.
- Кварц. Это тугоплавкий минерал, который придает фарфоровому изделию прочность и прозрачность. Добавление кварца в фарфоровую массу позволяет уменьшить усадку во время обжига, а также снижает хрупкость.
Как видно, ничего особо сложного в составе фарфоровых масс нет. Отчего же европейцы так долго не могли разгадать секрета производства фарфора? Все дело оказалось в соотношении этих компонентов.
Фарфоровые массы, в зависимости от содержания каолина, бывают для твердого или мягкого фарфора. Твердый фарфор отличается прочностью, чистым белым цветом и красивым звучанием. Из такой фарфоровой массы получаются более тонкие и вычурные изделия.
Мягкий фарфор, содержащий больше полевого шпата и других стекловидных добавок, более прозрачный, цвет его более мягкий, молочный. Китайский фарфор относится к последнему варианту, для него характерны более плавные линии.
Существует еще костяной фарфор, в состав которого входит фосфат извести из пережженной кости. А счет этого он занимает нишу между твердым и мягким фарфором, являясь достаточно прочным и прозрачным одновременно.
На сегодняшний день лепка и литье фарфоровых масс широко распространено именно в качестве хобби. Из подходящего материала своими руками можно создать посуду, фарфоровых кукол и даже цветы. А огромные возможности для декорирования фарфоровых изделий помогут создать действительно неповторимые вещи.
Просмотров:6109
6